Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Внеклассные занятия. Часть 3.

Полевой практикум по биологии представляется как форма организации обучения учащихся для познания ими биологических объектов и улучшения состояния социоприродной среды. Задачи, достигаемые при этом, следующие: 1) конкретизация знаний о биологических объектах, их структуре, функционировании и изменениях из-за естественных и антропогенных причин; 2) развитие умений изучать биологические объекты — наблюдать, распознавать, устанавливать взаимосвязи, описывать и объяснять явления; 3) формирование этических и эстетических позиций личности при выяснении, обсуждении и оценке отношений местного населения к лесу, водоемам, растениям и животным; 4) формирование практических умений улучшения состояния социоприродной среды — расчистка, озеленение, изготовление и развешивание щитов.

Полевые практикумы могут быть двух видов — многодневная экспедиция и стационарный полевой практикум. Второй из них для школьной биологии представляется более удобным — одни и те же объекты изучаются основательнее, глубже выясняются их изменения и сравниваются многолетние данные. Полевые практикумы лучше проводить в системе. После 4 класса они организуются для конкретизации общих представлений о природе, ее живом и неживом компонентах, многообразии видов живых существ, экологических явлениях, способах охраны природной и социоприродной сред. После 8 класса полевой практикум проводится с целью распознавания видов грибов, растений и животных, выяснения особенностей их существования в условиях сообществ, изучения вертикальной и горизонтальной структур сообществ и их изменений под влиянием антропогенных факторов, выполнения практических работ по охране отдельных видов, а также фитоценозов. После 10 класса полевой практикум организуется для конкретизации эволюционных, экологических и генетических представлений.

Важна предварительная подготовка к проведению полевого практикума — составление программы, определение места, выбор формы дневника, разработка маршрутных экскурсий, индивидуальных и групповых заданий, установление формы отчета и подведения итогов практикума.

Наблюдение как целенаправленное восприятие биологического объекта позволяет анализировать, обобщать разрозненные факты из жизни природы и объединять их в понятия и закономерности. Одна из трудностей организации таких наблюдений заключается в правильном выборе объекта. При этом необходимо учитывать три требования: 1) вести наблюдение за выбранным биологическим объектом постоянно; 2) объект должен иметь научно признанное значение; 3) оборудование для наблюдения должно быть доступным для учащихся. В школьных условиях можно вести фенологические наблюдения за растениями и животными, экологические наблюдения за состоянием сообществ и экосистем, физиологические наблюдения за растениями, развивающимися в условиях гидропоники, воздействия на них экологических факторов. Обработка собранных материалов наблюдения заключается в составлении графиков, выполнении элементарных математических расчетов, написании небольших текстов. Эти материалы важно представлять на уроках, что позволит стимулировать познавательный интерес учащихся.

Проектирование как разработанная научная тема или план сохранения какого-либо биологического объекта в последнее время используется широко. Тематика исследовательских и практико-ориентированных проектов может быть разной. Однако предпочтение необходимо отдавать темам местного и регионального значения. Можно предложить такие темы: «Исчезающие виды растений региона: причины и перспективы сохранения», «Видовой состав синантропных птиц своего города», «Сокращение биологического разнообразия на территории своего региона», «Меры охраны видового разнообразия земноводных на территории своего региона» и др. Проекты по продолжительности и широте темы могут быть микро-, мезо- и макропроектами, а по использованию материала школьных предметов моно-, меж- и надпредметными. Смысл общей методики проектирования заключается в следующем: 1) выдвижение идеи проекта; 2) составление письменного плана выполнения; 3) выполнение проекта; 4) завершение проекта; 5) подготовка отчета по проекту; 6) представление отчета и его оценка.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По желанию клиента разгадывание captcha на любых условиях.
Источник http://sellnoutbook.ru/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
купить велосипед Новинки. Велосипед Bergamont 26" Belami N7 C1 (2014) 21440 P.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005