Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Внеклассные занятия. Часть 4.

Высоких результатов учитель биологии может достичь в случае, если проектное обучение используется с 6 класса. Важно в определенной последовательности, зависимости от раздела биологии и возраста учащихся определить совокупность тем проектов с 6 по 11 класс. Одним из вариантов планирования может быть следующий: «Как растения нашей местности улучшают (ухудшают) здоровье?», «Что надо делать для сохранения растений в нашей местности?» (6 кл.); «Привлекаем птиц в наш сад», «Что надо делать для сохранения редких и исчезающих видов насекомых (земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих) в нашей местности» (7 кл.); «Гигиеническое состояние школьного помещения», «Санитарное состояние своего села (микрорайона, района)», «Возможности народной природотерапии» (8 кл.); «Выясняем фенотипические проявления у особей местных сортов злаковых, произрастающих в разных условиях»; «Изучаем признаки приспособленности организмов растений к своей местности» (9 кл.); «Перспектива сохранения видового разнообразия своей местности»; «Что необходимо делать для устойчивого развития своего района» (10 кл.).

Мониторинг биологических явлений предполагает проведение длительных наблюдений, оценку, контроль и элементарный прогноз состояния живых систем. На уроках его использовать невозможно, ибо он предполагает выполнение действий на протяжении долгого времени. На уроке обычно применяются результаты мониторинга. При его организации важным является выбор объекта. Таковыми могут быть пруд, участок леса, луга. Из-за трудностей использования конкретных методик мониторинга лучше организовать изучение отдельных их компонентов — изменения некоторых физических и химических показателей среды обитания растений, животных, человека; составление на основе полученных сведений будущего состояния биологической системы; выяснение опасностей для живых организмов; определение условий достижения устойчивости сообществ при использовании целенаправленных мер.

Представленные виды внеурочных занятий относятся в основном к групповым. Они, как правило, «поддерживаются» индивидуальными видами — чтением литературы и ее анализом, поиском информации в Интернете, подготовкой выступлений, презентаций, аннотаций, рецензий и др.

По инициативе учителя биологии, кружковцев, наблюдателей, проектировщиков, участников полевых практикумов при помощи администрации и актива школы организуется массовая внеклассная работа. К ней относят такие виды: кампании («День птиц», «День Земли», «День биологического разнообразия» и др.), биологические вечера и олимпиады; встречи с учеными, писателями-натуралистами и работниками биологической промышленности, медиками; КВН, конференции, защиты исследовательских и других проектов; выставки творческих работ учащихся — гербариев, коллекций, дневников наблюдений, отчетов об опытах и др.

Внеклассная работа выходит за рамки классного урока. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Организация этой работы усиливает мотивацию учащихся к познанию живой природы, стимулирует их творческий потенциал и выступает как фактор профильной подготовки старшеклассников.

М. Якунчев



См. также:

Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Пластиковые окна в Кирове Наша команда работает в сфере продажи и установки пластиковых окон более 5 лет. Пластиковые окна - установка, продажа. Пластиковые окна — не роскошь, а необходимый атрибут любой квартиры.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005