Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Подготовка учителя к уроку. Часть 1.

Подготовка к уроку является важнейшим элементом в работе учителя биологии. Она связана с планированием — составлением заранее намеченной системы мероприятий, предусматривающая порядок и сроки выполнения определенных действий учителя и учащихся.

Роль планирования особенно возрастает в условиях работы школ по разным программам и учебникам. Следует различать два этапа планирования или подготовки учителя к уроку — предварительный и непосредственный.

На предварительном этапе разрабатываются перспективные планы — календарный, тематический или календарно-тематический.

Календарный план составляется для распределения часов по всем темам разделов школьной биологии при учете сроков изучения тем, каникул и праздников. В нем также указываются экскурсии и материал, который необходимо повторить с целью лучшего усвоения теоретических знаний.

Тематический план составляется для распределения часов внутри каждой темы. Он позволяет учитывать единство формы и содержания процесса обучения, связь всех элементов, необходимость организации учебно-познавательной деятельности учащихся на разных уровнях самостоятельности. План позволяет наметить систему работы по формированию новых знаний, способов действия, ценностных отношений, установить четкие взаимосвязи между уроками, наметить систему лабораторных, практических работ и экскурсий, продумать применение различных средств обучения, выделить виды самостоятельных работ, определить тип урока по дидактической цели и его вид по характеру организации деятельности учащихся. Тематические планы, иначе говоря, планы системы уроков — это сценарии учебного процесса, составляемые учителем на четверть, полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно эти планы используются в течение нескольких лет при их корректировке с учетом педагогического мастерства учителя, новых методических и технологических идей, а также рекомендаций.

В практике обучения биологии накоплен большой опыт составления тематических планов и разработаны различные их варианты.

Календарный и тематический планы могут совмещаться.

На этапе непосредственной подготовки учителя к уроку биологии осуществляется конкретизация обозначенных выше планов. Составляется план урока, который выступает как своеобразная программа организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Построение урока только по традиционной схеме (повторение пройденного — проверка домашнего задания — изучение нового — закрепление — задание на дом) затрудняет реализацию современных задач школьной биологии и снижает эффективность обучения предмету. Однообразная структура урока становится привычной для учащихся и слабо активизирует их внимание и мышление. Поэтому необходимо разнообразить методическую структуру планируемого урока в зависимости от задач и содержания. Именно на эту сторону планирования учебного процесса и направлено составление плана каждого урока биологии.

Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения. Именно поэтому не может существовать единственной наилучшей системы какой-либо темы или отдельного урока. По одной и той же теме учитель может разработать в разные годы для разных классов различные планы уроков.

При составлении поурочного плана можно использовать различные формы — краткий план урока, структурно-логическую схему урока, развернутый план-конспект и полную методическую разработку урока. В первом случае отражаются все структурные элементы урока, но в кратком их изложении. Во втором — также кратко отражаются в определенной последовательности этапы (структурные элементы), главное содержание урока, методы и приемы обучения, средства наглядности и виды самостоятельных работ. Как правило, такая форма плана выражается в виде текстовой таблицы. В третьем и четвертом случаях все структурные элементы урока представляются полными текстами, раскрывающими содержание учебного материала, виды деятельности учителя и учащихся, последовательность выполнения самостоятельных и других видов работ.

М. Якунчев

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
электросамокат Kugoo S2, nord в москве
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005