Методические материалы, статьи

Методика преподавания биологии. Подготовка учителя к уроку. Часть 2.

При оформлении плана урока любой формы в нем, как правило, отражаются следующие позиции: дата, тема урока; задачи урока; оборудование урока; тип и вид урока; методы и приемы обучения; основные понятия урока; ход урока с указанием структурных элементов (в зависимости от типа и вида) и полное изложение содержания этих элементов.

В обобщенном виде последователвность действий учителя при подготовке к уроку биологии можно представить в следующем виде.

1. По выбранному варианту программы и перспективному плану определяется название урока, устанавливаются знания, способы действия и ценностные отношения, которые будут сформированы.

2. По соответствующему учебнику биологии определяется степень полноты раскрытия материала в соответствии с требованиями программы.

3. По тематическому плану определяется место урока в системе уроков изучаемой темы, обозначается его тип и вид.

4. Формулируются задачи урока — образовательные, воспитательные и развивающие.

5. Учитывая задачи урока, отбирается учебный материал и намечается последовательность его изучения: обозначаются главные понятия, определяются логика изучения узловых вопросов и количество времени для их рассмотрения, выделяется материал для самостоятельного изучения в классе и дома.

6. Используя список названий типового оборудования, учитывая наличие средств обучения в собственном кабинете биологии, из них отбираются те, которые необходимы для данного урока.

7. Корректируются структура урока, логика учебного процесса и резерв времени.

8. Оформляется план по выбранной форме с «наполнением» содержания всех структурных элементов урока.

Одним из самых сложных действий учителя при подготовке к уроку, особенно начинающего, является определение его задач. Умение выражать задачи урока необходимо для предвидения его результатов. Задачи отвечают на ряд вопросов: Какие знания и способы действия должны послужить основой для развития учащихся? Какие ценностные отношения и ориентации необходимо сформировать? Какой вклад должен внести урок в становление личности? Формулировка задач должна быть конкретной, ибо их необходимо реализовать к концу урока. Важность постановки задач учителем очевидна, однако осознание их только учителем недостаточно. Задачи в соответствующей форме доводятся до сознания учащихся для того, чтобы они знали, понимали, чем им надо овладеть на уроке, что узнать нового и чему научиться.

Представим примеры. Формирование теоретических знаний в задачах можно обозначать как введение понятия, расширение его содержания, конкретизация существенных признаков с помощью научных фактов и сведений, применение понятия для решения научных и практических проблем. Задачи формирования умений можно отражать в следующих формулировках: раскрыть последовательность мыслительных действий (например, при анализе внешнего строения органа, сравнении двух биологических объектов, установлении причинно-следственных связей), способствовать развитию критического мышления (например, оценки последствий влияния антропогенных факторов на растительные сообщества, значения эволюционной теории Ч. Дарвина для развития сельского хозяйства, экологической науки), выделять проблему в учебных задачах, выдвигать гипотезу и др.

В качестве конкретного примера приведем формулировки задач урока на тему «Охрана цветковых растений» (6 кл., урок повторения и обобщения): образовательная задача — сформировать обобщенные знания о роли цветковых растений в природе, их значении для человека и мерах охраны; развивающая задача — способствовать развитию мышления на основе установления основных причин сокращения численности и видов растений; воспитательная задача — воспитание бережного отношения к растениям на основе выяснения средообразующей, эстетической, познавательной, практической и рекреационной ценности цветковых растений.

М. Якунчев



См. также:
Диплом на заказ в Тюмени
Игра с живым дилером
Выбираем геймплей по шансам
Повышение квалификации специалиста по закупкам
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На balkon-plus72.com балкон остекление и отделка.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005