Методические материалы, статьи

Методика совершенствования навыка чтения.

К проблеме формирования навыка чтения на протяжении курса методики начального литературного образования вы обращались уже не раз. Это неслучайно: навык чтения лежит в основе и учебной, и читательской деятельности ребенка. За время обучения в начальной школе ребенок должен перейти от аналитического к синтетическому чтению, начать осваивать этап автоматизации навыка. Это сложный путь, который требует разной методической поддержки в разные периоды. Аналитическому этапу становления навыка чтения соответствуют уроки обучения грамоте, которые требуют особой методики и в данном пособии не рассматриваются. Синтетический этап характеризуется постепенным переходом от чтения целыми словами к чтению синтагмами и предложениями и изменением мотивации чтения — формированием интереса к постижению смысла прочитанного. Все приемы анализа, о которых шла речь в предыдущем подразделе, предполагают обязательное обращение к тексту. Причем используются разные виды чтения: медленное, внимательное вчитывание в текст, просмотровое, выборочное чтение. Таким образом, сам процесс анализа является мощным средством формирования техники чтения.

В методике существует и другой подход, сторонники которого предлагают совершенствовать навык чтения за счет специально разработанных упражнений, носящих тренировочный характер. Проводятся эти упражнения не на материале изучаемых художественных произведений, а на специально подобранном дидактическом материале и способствуют разработке речевого аппарата, фонетического слуха, мелких мышц глаза, формируют отдельные стороны навыка чтения. Приведем примеры наиболее распространенных упражнений.

1. Упражнения, помогающие перейти от слогового чтения к плавному чтению целыми словами:

  • чтение цепочки слов с выделенной общей частью облегчает прочтение многосложного слова: зима — зимний — озимые — перезимовать;
  • предварительное чтение по слогам способствует плавному чтению слова в контексте: рас-щеп-лен-но-е — расщепленное — дерево, расщепленное грозой.

2. Упражнения на отработку правильности чтения:

  • чтение цепочек слов с похожим буквенным составом: сон-сом-сын-дым-дом; топор-ропот-топот-теперь;
  • чтение слов с разными приставками: спрашивать-расспрашивать-выспрашивать;
  • чтение слов с обозначением ударения: коротко-короткий-скоротать-укорачивать;
  • чтение слов (предложений), в которых нижняя часть букв закрыта листом бумаги. Это упражнение, получившее в методике название «полубуковка», требует от ученика особой сосредоточенности, умения быстро опознать букву по ее части;
  • предварительное чтение слов, корни которых составляют сложное слово, объяснение лексического значения слова: красные грудки — крас-но-гру-ды-е — красногрудые снегири; горе мыкать — го-ре-мыч-ный — горемычный (несчастный человек).

3. Упражнения, способствующие развитию поля чтения (требующие для выполнения определенных движений глаз):

  • «собери слово» — слово собирается из букв (слогов), написанных вразброс. Постепенно расстояние между слогами следует увеличивать;
  • восстановление деформированного предложения: продолжается в зимние скрытая ночи морозные жизнь в лесу,
  • чтение предложения (текста), написанного в виде пирамиды, где верхние строчки короткие, нижние — длинные:

    Ночью
    только сова
    видит и слышит,
    как идет в зимнем лесу
    скрытая от людей жизнь;

  • чтение текста взрослым с ошибками (заменой слов), меняющими смысл текста. Ребенок следит за чтением, отмечая ошибки. Упражнение способствует также развитию скорости и правильности чтения.

4. Упражнения на развитие скорости чтения:

  • чтение одного и того же отрывка текста подряд несколько раз в течение одной минуты с фиксированием слова, до которого ребенок успел прочитать. Естественно, что во второй и третий раз ребенок успевает прочитать больше, так как читает уже знакомый текст. Этот прием позволяет начинающему чтецу поверить в себя, создает хороший стимул для тренировки скорости чтения;
  • чтение текста с пропуском (или заменой картинками) слов, которые легко угадываются из контекста, способствует также развитию чтения по догадке.

Такие упражнения могут быть особенно полезны тем детям, которые пришли в школу, не умея читать, имеют трудности в произношении, отстают от своих сверстников в беглости чтения. Но одних упражнений недостаточно, поскольку в большинстве упражнений не соблюдается важнейшее условие автоматизации навыка — чтение не становится средством понимания интересного и личностно значимого содержания.

М. Воюшина



См. также:
Самые популярные стратегии онлайн-ставок
Микрозаймы на карту – быстро и удобно
Современные курсы ораторского мастерства
Порядок и особенности оформления инвалидности
Праздник в каждый дом
Все что вы хотели знать об онлайн-слотах
Зеркала игорных клубов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Отзывы печи камины бавария призматик в Нижнем Новгороде.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Уличные и интерьерные светодиодные экраны любого размера от производителя с гарантией Заказать. Транспарентные LED- экраны. Шаг: Р7/Р9/Р10,56/Р12/Р18/Р20/Р35.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005