Методические материалы, статьи

Методы обучения географии. Часть 1.

В дидактике «метод» — способ вооружения учащихся под руководством учителя знаниями, умениями и навыками, формирования мировоззрения и развития познавательных способностей. Это наиболее общепринятое мнение. Некоторые исследователи в области педагогики «методом» называют форму проработки материала (лабораторный, экскурсионный, трудовой), другие «методом» считают отдельные приемы работы учителя (метод сопоставления, метод графический). Прием — элемент, составная часть, входящая в состав метода обучения. Например, в работе с географической картой выделяются такие приемы как: а) определение местоположения объекта; б) описание природы или типа хозяйства территории; в) внесение названий географических объектов, их границ и т.д. на контурные карты.

Общепринятой длительное время (с 30-х до 60-х годов XX в.) считалась классификация методов обучения, в основу которых положены источники получения знаний (разработана М. А. Даниловой, С. Т. Шаповаленко, Е. Я. Голант и другими). В соответствии с этой классификацией методы обучения географии разделялись на три основные группы:

а) словесные методы обучения географии: устное изложение учителя — рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником, использование цифрового метода;

б) наглядные методы (использование карт и наглядных пособий, наблюдения, опыты), основанные на непосредственном восприятии изучаемых предметов и явлений в натуре или по изображению;

в) практические работы, в основе которых лежит самостоятельная деятельность учащихся. Практические работы на местности (съемка участка, вычерчивание плана, измерение высоты холма, измерение ширины реки, ее глубины и т.п.).

Недостатками такой классификации является то, что она недостаточно учитывает характер деятельности учащихся и учителя в процессе обучения; не в полной мере решает задачу реализации идеи развивающего обучения (развитие мыслительной деятельности учащихся, обучение приемам учебной деятельности).

Репродуктивный метод. Сущность его — научить школьников применять полученные знания и умения в знакомой учебной ситуации (работа по типовому плану) или для получения новых знаний.

Учитель предлагает учащимся типовые задания для самостоятельной работы. Например:

1. Сравните климат Западной Сибири и Русской равнины.

2. Объясните влияние климатических условий на специализацию сельского хозяйства США.

Логика рассуждения учеников определена типовым планом, поэтому в целом деятельность учащихся репродуктивная.

Большое место в репродуктивном методе занимает прием работы по типовым планам и картам. Учащимся дается план характеристики реки, озера, горной страны, природной зоны или отдельного государства. Кроме того, учитель должен дать инструкцию по выполнению типового плана (где взять ответы на вопросы, указать страницы атласа или учебника и т.п.). Типовые планы усложняются от класса к классу. Например, план характеристики реки в VI классе содержит следующие вопросы:

1. Название реки.

2. Исток реки (его географические координаты, название местности).

3. Направление течения реки.

4. По какой местности течет река (равнины, горы и т.п.).

5. Притоки.

6. Устье реки.

В VII классе в этот типовой план вносятся еще два вопроса:

1. Влияние климата на режим реки.

2. Хозяйственное значение реки.

Включение первого вопроса связано с необходимостью установления важности взаимосвязи в природе между климатом и режимом рек.

Д. Финаров



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
игры человек паук, а точнее паркер.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005