Методические материалы, статьи

Моделирование авторских школьных программ по биологии. Часть 3.

Для успешной работы над авторской программой учителю биологии необходимо овладеть специальной технологией создания подобного рода документов. По мнению И. В. Душиной и Г. А. Понуровой (1996), под технологией создания оригинальных авторских программ следует понимать определенный алгоритм действий создателя — учителя, совершаемый им в процессе работы над документом. Этот алгоритм представляет собой систему, опирающуюся на заданные исходные установки — образовательные ориентиры, в качестве которых выступают цели, задачи, содержательный объем, возраст и контингент учащихся, а также определенный порядок действий составителя. На основе представлений вышеназванных авторов такая технологическая цепочка может состоять из нескольких этапов.

1. Анализ образовательной концепции своего учреждения (школы, гимназии, лицея) для выделения целей и задач биологической подготовки учащихся с учетом его миссии и выработанных направлений профориентационной деятельности.

2. Определение места предмета «Биология» в общешкольном учебном плане, а также курсов (выбранных факультативных, специальных и элективных), углубляющих, расширяющих, обобщающих и систематизирующих представления о живых объектах в общеобразовательном и (или) профильном аспектах. При этом обязательно обращается внимание на выделение для них объема времени в зависимости от того, в рамках какого компонента (федерального, национально-регионального и школьного) они будут изучаться учащимися.

3. Составление программы по выбранному биологическому курсу (проводят в определенной последовательности). Вначале формулируется идея и выражается общий замысел программы. Если это будет факультативный, специальный и элективный курс, то устанавливаются внутрипредметные связи. Определяется также основной смысл изучения курса учащимися — усиление теоретической подготовки, реализация практической направленности, показ особенностей профессий, связанных с живыми системами, формирование исследовательских умений, осуществление проектной деятельности в природе и др. Затем определяются рубрики программы и формулируются названия учебных тем. Одновременно каждая тема «наполняется» содержательной частью с определением практических, лабораторных и творческих работ, экскурсий и перечня требований к уровню подготовки учащихся в рамках темы. Этот перечень можно давать после каждой темы или помещать его в конце программы как обобщенный результат обучения.

Для биологии свойственна многокомпонентная структура при отражении морфологических, анатомических, физиологических, генетических, цитологических, гигиенических, здоровьесберега-ющих и других явлений, происходящих в окружающем мире. Поэтому при составлении программы важен адекватный отбор учебного материала с учетом возрастных признаков учащихся.

В качестве примера можно представить названия модульных программ для учащихся общеобразовательной школы, имеющие интегрированный характер и выраженные на основе идеи целостности организма человека и поддержания состояния его здоровья. В целом модульная программа называется «Природа. Человек. Здоровье». Первый блок «Природа и здоровье человека» предназначен для учащихся начальной школы. Главная его цель — формирование у учащихся общих представлений об окружающем мире, природе, среде жизни и их значении для здоровья человека. Второй блок «Народный образ жизни и здоровье» предназначен для учащихся основной школы. Главная его цель состоит в формировании у учащихся обобщенного представления об отношении к здоровью, его оценке и способах рационального образа жизни у населения их региона, в контексте культурологической идеи. Третий блок «Здоровье населения как национальная идея» предназначен для учащихся средней (полной) школы. Главная его цель — формирование у учащихся жизненной позиции по отношению к ценностям здоровья и здоровому образу жизни, представлений о том, что стремление к сохранению здоровья является идеей, объединяющей людей для дальнейшего развития народов и их нормального существования в новом постиндустриальном обществе.

4. Создание методических материалов для усвоения учащимися содержания созданной программы. Проводится отбор средств обучения из уже существующих к данному времени или разрабатываются новые в соответствии с содержанием программы. Составляются календарные, тематические и поурочные планы. Детально прорабатываются содержание каждого урока, экскурсии, лабораторной и практической работы.

5. Проверка эффективности обучения учащихся по разработанной программе, реализация запланированных форм, методов и средств обучения учащихся, оценка и корректировка программы по результатам проверки.

М. Якунчев



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005