Методические материалы, статьи

Мотивация учения. Часть 1.

Чтобы учащийся мог овладеть знаниями и умениями, он должен хотеть учиться. Должен — да, но захочет ли? Как этого добиться? В этом — один из важнейших вопросов педагогической деятельности.

Учение всегда носит до некоторой степени вынужденный характер (прежде всего для учащейся молодежи) и выступает как некое препятствие, которое нужно преодолеть на пути к знаниям. Учащийся обычно хорошо знает, почему надо учиться, — об этом ему напоминают педагоги, но это не всегда побуждает его к успешному учению. Надеяться на то, что желание успешно учиться возникнет само по себе, не приходится, поэтому формирование таких желаний-мотивов во многом должен взять на себя педагог.

Мотив — это внутреннее побуждение человека, учащегося к действию, учебе, работе. Сочетание мотивов, их система составляют мотивацию учения в целом. Мотивация учения и характер учебно-познавательной деятельности учащихся зависят прежде всего от того, какими целями они руководствуются, какие потребности осознают, какие побуждения к учению испытывают, как руководит развитием мотивации учащихся педагог.

Чтобы руководить мотивацией учения, развивать положительные мотивы и бороться с отрицательными, преподавателю, мастеру необходимо знать мотивы учения своих учеников. Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и потребностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы учения при организации учебного процесса, при выборе форм и методов обучения, которые могут дать максимальный учебно-воспитательный эффект.

Мотивы учения учащихся могут быть непосредственными и опосредованными.

Непосредственные мотивы связаны с живым, непосредственным интересом к самому процессу учения: интересный учебный материал, интересная книга, интересное ведение занятий педагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремление достигнуть поставленную цель, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и т. п.

Опосредованные мотивы косвенно способствуют удовлетворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией, полноценной жизни; общественное мнение товарищей по учебе, особенно при бригадной организации учебного процесса; желание выделиться в коллективе, найти свое место среди товарищей и т. п.

Опосредованные мотивы, особенно у учащихся старших курсов, значительно преобладают над мотивами непосредственными. Это необходимо учитывать, организуя учебный процесс. Однако, если ориентироваться только на косвенное, опосредованные мотивы, пусть даже самого высокого порядка, то учеба превратится в обязанность и учебная работа будет выполняться только из чувства долга или под «нажимом». Поэтому всегда, когда позволяет содержание и организация учебного процесса, следует ориентироваться преимущественно на мотивы непосредственные.

Рассмотренные мотивы, конечно, не исчерпывают всех мотивов учения. С другой стороны, не обязательно, чтобы одновременно действовали все эти мотивы или отдельные мотивы всех групп. Иногда бывает достаточно одного сильного мотива, который оказывает на учащегося мобилизующее влияние и побуждает его познавательную активность.

Как было уже отмечено, положительная мотивация учащихся в значительной, если не решающей, степени зависит от того, как ее формируют, воспитывают педагоги.

Здесь прежде всего необходимо выделить влияние на учащихся личности мастера, преподавателя, их педагогического и профессионального мастерства, авторитета. Ведь зачастую первым мотивом успешного учения является уважение к своему учителю, стремление быть похожим на него. Об этом нужно всегда помнить и чаще смотреть на себя глазами своих учеников.

Воспитание положительной мотивации учения во многом зависит от содержания обучения, т. е. от того, что изучается. Импульс к последующей деятельности дает только такой материал, который созвучен потребностям учащегося.

В. Скакун

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Источник http://lenivkaclub.ru/
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005