Методические материалы, статьи

«Образование нельзя подвергать глобальным изменениям»

Каждый год родители с опасением готовятся к началу учебного года: реформа образования постоянно преподносит новые сюрпризы. О том, какие эксперименты ожидают московских школьников на этот раз, рассказала глава столичного Департамента образования Любовь Кезина.

- В этом году мэрия приняла очередную программу - «Столичное образование-4», рассчитанную на 2005-2007 годы. Что нового ждет детсадовцев и школьников?

- Я не люблю, когда спрашивают, что новенького. Считаю, систему образования ни в коем случае нельзя подвергать глобальным изменениям. Нынешняя реформа образования проходит тяжело из-за того, что на родителей обрушили шквал непонятных нововведений: ЕГЭ, бакалавр, магистр. Именно поэтому любые изменения в Москве проводятся поэтапно и постепенно. Так, мы приняли новую программу развития, к которой шли 10 лет. Это уже четвертая программа, а первые три плавно подводили всех участников образовательного процесса к тем или иным качественным улучшениям. В этой программе приоритет будет отдан выравниванию стартовых возможности детей из разных социальных групп и слоев населения, для чего, например, изменят структуру начальной школы. Но это только один из аспектов, перечислять все очень долго.

- Какой же будет теперь структура начальной школы?

- В этом году в 13 столичных школах мы попробуем сделать так, чтобы учителя начальной школы оставались со своими детьми до шестого класса в качестве классных руководителей (сейчас с первым учителем дети расстаются после третьегочетвертого класса). Но при этом дети будут ходить к разным учителям-предметникам на уроки, как это было и прежде. Таким образом школьникам облегчат переход из начальной школы в среднюю. Пока это только эксперимент, если он окажется удачным, то мы его расширим, если нет - свернем.

- А в старшей школе произойдут какие-либо изменения?

- Нет, никаких, все этапы образовательной реформы уже апробированы и знакомы ученикам и их родителям. Никаких потрясений не будет. По просьбам родителей мы в этом году предложили школам ввести на старшей ступени два новых предмета - «Основы права» и «Конституция». Пока включить их в свою учебную программу захотели 98 школ. Еще раз повторяю, что это решение добровольное и согласованное с родителями.

- Во многих школах родители вынуждены по требованию учителей самостоятельно покупать учебники. Это правомерно?

- Категорически нет! Если учитель требует от родителей покупать учебники, это свидетельствует о его непрофессионализме. В конце года учитель должен сообщить директору, какие учебники ему необходимы для следующего года. Это могут быть любые книги, рекомендованные Министерством образования. Директор составляет списки по каждому предмету, направляет их в окружное управление. Оттуда списки приходят к нам, и мы заказываем учебники у издательств. Если учитель не сделал такой заказ, значит, он не подготовился к новому учебному году. Кстати, с этого года по распоряжению мэра мы обеспечили всех учеников с первого по шестой класс облегченными учебниками. Книги разделены на две части, а в дальнейшем мы планируем разбить их по четвертям. В результате у школьника по каждому предмету будет четыре небольших учебника. Это делается для того, чтобы ребенок не носил с собой слишком тяжелый ранец. Но если с учебниками мы можем сами разобраться, то ранцы в нашу компетенцию не входят. Российская промышленность выпускает слишком тяжелые ранцы.

Мы даже подготовили к 1 сентября несколько таких школьных портфелей в подарок мэру, пусть попробует. Может после этого он поможет нам как-то решить проблему.

- Одним из главных нововведений называют нормативное финансирование учебных заведений. Что это такое и как оно отразится на учениках?

- К переходу на так называемое душевое финансирование мы готовились с 1992 года. С 1 января 2006 года учебные заведения будут получать деньги в зависимости от того, сколько у них воспитанников и какой у заведения статус. Иными словами, чем больше детей и выше статус (например, не просто школа, а с лицейскими классами), тем больше денег. При этом коммунальные расходы и затраты на питание будут оплачиваться дополнительно. Это послужит для образовательных учреждений стимулом повысить качество своей работы.

- А не получится так, что в погоне за деньгами образовательные учреждения станут принимать детей больше, чем могут обучать и вмещать?

- Есть строгие нормативы, которые обязаны соблюдать все учебные заведения. Скажем, максимальное количество детей в классе - 25 человек, в детсадовской группе может быть не больше 20 детей, а в ясельной - 15.

- Но не секрет, что этот норматив, мягко говоря, не соблюдается. Детские сады переполнены, а для того, чтобы записать ребенка в тот же сад, надо занимать очередь года за два. Как департамент планирует решить эту проблему?

- У нас действительно есть дефицит детских садов, в очереди стоят 13 тыс. детей. Поэтому в рамках программы развития мы планируем строить новые сады и реконструировать старые. Кроме того, открывать небольшие сады на первых этажах жилых домов. Мы рассчитываем решить эту проблему за два года.

- Вы сказали, что одним из приоритетов станет выравнивание стартовых возможностей детей. Эта функция будет возложена на детские сады?

- В первую очередь на них. Поэтому мы уже выпустили приказ, запрещающий средним школам вести подготовительные курсы для будущих первоклассников.

- Значит, подготовительные классы при московских школах уже незаконны?

- Совершенно верно.

- А в школах тоже переполнены классы?

- В школах, которые на хорошем счету у родителей, такая проблема, конечно, существует. Но в среднем по Москве школ у нас вполне хватает. Например, в ряде новых районов есть полупустые школы, где учатся не 500 человек, как должно быть, а от силы 30, однако это временно, пока не заселили дома. Такого, как в детских садах, в школах нет. Более того, во вторую смену у нас учатся всего 3% детей. Это при том, что всего в городе 820 тыс. учеников, то есть во вторую смену школу посещают всего около 25 тыс. детей.

- Но все-таки вторая смена есть…

- Совсем скоро ее не будет. Дело в том, что сейчас мы переживаем серьезный демографический спад, который, по подсчетам специалистов, продлится до 2008 года включительно. По сравнению с началом 1990-х годов мы ежегодно недосчитываем 20-40 тыс. учащихся. И эти цифры увеличатся. Но мы не снижаем темпов строительства новых школ. Каждый год возводится 18 новых больших зданий общеобразовательных учреждений.

- Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко на днях заявил, что лишь 40% российских школ готовы к началу учебного года. В Москве есть школы, не соответствующие требованиям санитарных и пожарных норм?

- Я официально заявляю, что в Москве все образовательные учреждения готовы к началу учебного года. Абсолютно все прошли проверки Роспотребнадзора и пожарных служб без каких-либо нареканий.

- Как вы относитесь к предложению первого заместителя министра внутренних дел Александра Чекалина создать в каждой школе кабинеты милиции?

- Я об этом мечтаю уже лет десять. Впервые я такие кабинеты увидела в Америке и просто загорелась этой идеей. Во-первых, милиция будет знать свой контингент, а во-вторых, ребята смогут напрямую обращаться к своему милиционеру с проблемами. Это решило бы много вопросов. Но скажу вам честно, Юрий Михайлович (столичный мэр Лужков) меня не поддерживает, говорит: «Ишь, Кезина хочет в каждой школе по милиционеру посадить». Однако я предложения Чекалина более чем поддерживаю.

- А все требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений выполнены?

- Сегодня это первостепенная задача. Мне ежедневно докладывают о том, сколько образовательных учреждений оснащено «тревожными кнопками» и обнесено заборами. Заявляю, что все учебные здания - и частные, и государственные - оснащены сигнализацией и огорожены. По вызову милицейский наряд прибывает в школу в течение семи минут. У нас есть несколько новых школ и детских садов, где еще не работают телефоны, но и там уже установлены «тревожные кнопки», они подключены по радиоканалу. Кстати, хочу предупредить родителей: директорам школ и детских садов дано строгое указание немедленно вызывать милицию, если ближе чем в 50 м от здания будет припаркован автомобиль. Это диктуется элементарными правилами безопасности.



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005