Методические материалы, статьи

Обучение и развитие. Часть 1.

Развивающий эффект процесса обучения обеспечивается такой его постановкой, такой организацией и методикой осуществления, когда происходит не только усвоение и применение знаний, но и систематическое, целенаправленное развитие всех сторон умственной и практической деятельности учащихся, их памяти, внимательности, наблюдательности. Обучающиеся при этом овладевают рациональными приемами мышления, у них развиваются такие черты личности, как воля, настойчивость, целеустремленность, собранность, самостоятельность, инициативность, умение спланировать свою работу, производить самоконтроль, предвидеть результаты и т.п.

Процесс обучения осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специально развивающую направленность. Главное здесь не сиюминутный результат, а сам процесс — результат проявится со временем, если будут соблюдены необходимые условия развития учащихся.

Психологической основой развития учащихся в процессе обучения является концепция психолога Л. С. Выготского о двух зонах развития учащихся: зоне актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Зона актуального развития включает «сегодняшний» уровень развитости. Вокруг зоны актуального развития (ЗАР) располагается зона ближайшего развития (ЗБР). Это тот уровень развитости, которого должен достичь обучающийся на базе уже достигнутого «сегодняшнего» уровня развития. Отсюда вытекает основное правило развивающего обучения: чтобы процесс развития продвигался, учащиеся должны уже владеть определенным уровнем знаний — для функционирования процесса развития обучение, т. е. уровень знаний и умений, должно опережать этот процесс. Для достижения высокого уровня развития необходимо, чтобы развитие рассматривалось не как побочный, в определенной степени стихийный результат процесса обучения; обучение всегда должно быть нацелено на развитие, быть его основой, опережать, идти впереди.

Обучение и развитие, хотя и являются взаимосвязанными функциями учебного процесса, не совпадают непосредственно, а представляют два процесса, находящихся в сложных взаимоотношениях. Поэтому наряду с принципом «от обучения к развитию» необходимо применять принцип «от развития к обучению», т. е. в каждый момент строить обучение в зависимости от достигнутого учащимися уровня их развитости.

Развитие учащихся в процессе обучения происходит, как правило, на выполнении заданий повышенной сложности и трудности.

Если учебный материал по своей сложности и трудности равен или даже ниже возможностей учащихся (т. е. «сегодняшнего уровня развитости», зоны актуального развития), то процесс развития не состоится, ибо развитие всегда происходит при преодолении трудностей. Именно трудность стимулирует процесс развития. Такие трудности постоянно предлагает и помогает учащимся их преодолевать преподаватель, руководя процессом обучения и осуществляя тем самым их развитие.

Из типичных путей повышения уровня развития учащихся в процессе обучения можно выделить следующие:

  • постоянное повышение уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебном труде;
  • обучение на выполнении заданий повышенной, но посильной сложности и трудности;
  • широкое применение специальных так называемых развивающих задач, основной целью которых является не только получение конкретного правильного ответа, но и определение, нахождение обобщенного способа действия, пригодного для решения любой конкретной задачи, задания данного типа;
  • стимулирование учащихся к высказыванию своей точки зрения, своих мнений, к рассуждениям и умозаключениям;
  • требования постоянного анализа изучаемых фактов, процессов, явлений;
  • как можно чаще практиковать создание учебных и практических производственных ситуаций, требующих от учащихся воображения, критичности, самокритичности, гибкости и быстроты решений;
  • обучение учащихся при изучении учебного материала сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, связывать изученное с тем, что предстоит изучать;
  • чаще ставить учащихся в условия, требующие применения теоретических знаний при выполнении трудовых действий, учебно-производственных и производственных работ;
  • приучение учащихся к регулярному самоанализу, самоконтролю, самооценке своей учебной и учебно-производственной деятельности;
  • постоянное стимулирование волевых усилий учащихся, особенно при выполнении заданий повышенной сложности и трудности, а также при использовании знаний и умений в нестандартных условиях и проблемных ситуациях;
  • поощрение учащихся за результаты их самостоятельной мыслительной деятельности и др.

    В. Скакун



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Для вас в нашей организации carved candles по привлекательной цене.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Практикующий коуч Практикующий коуч рассказывает о различных техниках коучига

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005