Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 1.

Обучение произношению русской речи подразумевает постановку артикуляции звуков, ударения, ритмики, интонации и в итоге овладение всей фонетической системой русского языка.

При обучении произношению различают постановку и коррекцию. Традиционно постановку соотносят с начальным этапом обучения, а коррекцию — с продвинутым этапом. Однако ни постановки, ни коррекции в чистом виде не встречается, поскольку они взаимосвязаны и используются на всех этапах обучения.

Наиболее целесообразно на начальном этапе закладывать основы произношения, а далее их совершенствовать.

В конце первого этапа обучения учащиеся должны уметь:

  • читать слоги, слова, словосочетания, предложения и короткие тексты;
  • задавать вопросы по изучаемой теме и отвечать на них;
  • составлять короткие высказывания по знакомым ситуациям.

Таким образом, предполагается развитие навыков устной речи, чтения и письма.

Как при постановке, так и при коррекции произнесение звука начинают изолированно и в отдельных слогах. Закрепление артикуляции происходит в словах и во фразах (именно в предложениях язык материализуется как средство общения) от наиболее благоприятной, легкой позиции к наименее благоприятной, трудной. С самого начала обучающиеся должны научиться строить фразу, использовать ее в качестве минимальной функциональной единицы.

При обучении произношению русской речи следует учитывать особенности артикуляторной базы как русского, так и родного языка учащихся (далее это будет продемонстрировано на примере русского и английского языков). Сопоставительный принцип описания является ведущим в предлагаемой методике преподавания русского языка иностранцам. Сравнительно-сопоставительный анализ контактирующих языков позволяет определить причину акцента и найти наиболее оптимальные пути его устранения. Это связано с устойчивостью нарушений, обусловленных действием интерференции, и дает возможность преподавателю экономно отобрать и определить способ подачи фонетического материала.

Предпочтение отдается таким вводно-фонетическим курсам, которые, с одной стороны, являются фонетико-лексико-грамматическими, т. е. комплексными, а с другой — коммуникативно направленными, использующими приемы скрытого и открытого управления артикуляцией и восприятием.

Фонетический материал первого года обучения включает темы:

  • согласные и гласные в разных позициях;
  • сочетания согласных;
  • сочетания гласных;
  • произношение грамматических форм;
  • ритмические модели многосложных слов;
  • слова с постоянным и подвижным ударением;
  • слитность произнесения слов в синтагме;
  • безударные слова и слова с ослабленным ударением;
  • закономерности синтагматического членения;
  • центры интонационных конструкций;
  • правила чтения.

В соответствии с видами речевой деятельности упражнения делят на слуховые, артикуляторные и упражнения, направленные на развитие техники чтения. К слуховым относятся упражнения на различение и опознание. В упражнениях на различение тренируемый звук, ритмическая модель и т. п. находится в одном из предъявляемых попарно слов или предложений, а в упражнениях на опознание — в отдельно предъявляемых словах и предложениях.

Выделяют постановочные упражнения и упражнения на закрепление. В постановочных упражнениях звук произносится сначала в слоге, затем в слове в легчайшей позиции. Упражнения на закрепление — это произношение и чтение слогов, знакомых и незнакомых слов с несколькими трудностями, ответы на вопросы, чтение предложений.

О. Рогожина



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
http://normalifepro.ru/ normalife нормалайф.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005