Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Лингвострановедение. Часть 4.

Для китайской культуры особенно значим образ дракона. Дракон считался в древности тотемом предков китайского народа в период династии Ся и поэтому стал эмблемой китайской нации. В китайской мифологии дракон — покоритель водной стихии, посылающей на землю дождь. Дракон является олицетворением величия, воинственности, силы. 5 мая по лунному календарю празднуется «Дуаньуц-зэ» —традиционный праздник «Начало лето, ил и Праздник драконовых лодок», непременный атрибут которого — гонки на лодках, украшенных изображением дракона. В хореографическом искусстве Китая видное место занимает танец дракона, который в зависимости от времени года полагалось танцевать в одежде разного цвета.

Существует немало легенд, сказок, басен, связанных с образом дракона. Согласно одной из легенд, шестеркой драконов запряжена колесница Солнца, которой управляет Си Хо, возница Солнца, другая легенда называется «Как Лy Бань брал дворец у дракона». Среди сказок — «Свадьба речного дракона», «История фанцзы», где главным героем является дракон и др. Литературные произведения: стихотворение Бо Цзюй «Дракон черной пучины», новелла Ли Чаовэя «История Лю И», в которой дракон является владыкой озера Дунтинху, Лю И женится на его дочери и таким образом обретает бессмертие; басня «Каких драконов любил чиновник Е. Гун».

Дракон вызывает устойчивые ассоциации с царской властью и ее регалиями. Например, выражение распознать дракона означало узнать царствующую особу или крупного придворного вельможу, знаки в зубах: дракона — это царские регалии, прикреплявшиеся к ручкам с резными узорами дракона. Одно из национальных китайских блюд называется Тигр, феникс и дракон. Изображение дракона можно увидеть на женских украшениях, одежде, посуде, картинах, часто дракон обвивает сосуды, колонны. Многие шедевры китайского зодчества связаны именно с образом дракона: колонны «Хуабяо» перед воротами Тянъаньмынь, лестницы павильонов древнего дворцового ансамбля Гугун, стена Девяти драконов в парке Бэй-хай, балюстрада в Храме Неба и др.

Дяолун-резной дракон является символом утонченности в художественной литературе. Этот образ использовал в своем трактате «Вэньсин дяолун» («Резной дракон литературной мысли») в IV в. Лю Се. И даже первый китайский автомобиль марки «Дунфэн» («Восточный ветер») имел эмблему — летящего золотого дракона.

Задача преподавателя русского языка как иностранного заключается в умелом соотнесении контактирующих национальных культур, в проведении, где это возможно, научно обоснованных аналогии и параллелей, в обучении иностранных учащихся творческому владению знаниями в области русской культуры. Преподавание русского языка как иностранного в контексте диалога культур требует разработки особой технологии обучения, отбора наиболее эффективных методов и приемов.

Большое место в решении учебных задач, связанных с направленностью обучения в контексте диалога культур, занимает прием учебной аналогии. Например, студенты из Калифорнии при изучении темы «Город» под руководством преподавателя могут составить цепочку названий штата по аналогии с цепочкой, в которой представлены названия штата Луизиана: Луизиана — сахарный штат — американская Голландия — рай для спортсменов — штат речных рукавов. Для характеристики штата Калифорния эта цепочка принимает вид: Калифорния — золотой штат — Эльдорадо — эврика-штат — виноградный штат — штат Сьерры. Такая цепочка может лечь в основу рассказа о своем штате на русском языке, служить моделью для построения высказывания, поскольку название «золотой штат» направляет рассказ в сторону ассоциаций, связанных с золотом: времена «золотой лихорадки », мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Название «эврика-штат» говорит о необходимости включить в рассказ сведений о девизе штата; «штат Сьерры» напоминает о горах Сьерра-Невада, занимающих восточную часть штата Калифорния, т. е. слова в цепочке предполагают развитие разных микротем.

Л. Харченкова



См. также:
Платные и бесплатные игровые автоматы в онлайн-казино
Где можно купить кроссовки асикс?
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Букеты из мягких игрушек - интернет-магазин MoscowFlowerShop Пять симпатичных кремовых мишек купаются в солнечных лучах золотисто-желтого шелка и сеточки. Благодаря цветовой гамме букет из игрушек выглядит очень нарядно. Доброе утро, любимая – скажет за вас этот игрушечно-цветочный презент.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005