Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Фонетика русской речи. Часть 4.

При постановке мягких губных и губно-зубных согласных следует проделать следующее: растянуть губы в стороны, продвинуть язык вперед так, чтобы он принял уклад [i], и из этого положения произносить слог с мягким согласным, сначала медленно, затем быстро. Наиболее благоприятной является позиция после ударного [i] перед гласными непереднего ряда: ипя-ипё-ипю, а затем перед гласными переднего ряда: ипе-ипи. Далее в позициях типа ипя-пя и в конце слов: ипи-ипь. В упражнениях на противопоставление твердых и мягких согласных закрепляется артикуляция [m', р' в', f', v']: мыл-мил, ров-кровь, в этот-вето, был-бил, спать-спят. Русские переднеязычные согласные [n, t, d, s, z] являются дорсальными, а английские — апикальными ([t] в начале слова произносится с придыханием). При корректировке этих согласных надо обратить внимание на то, что в русском языке активный произносительный орган — передняя часть спинки языка, в то время как кончик языка опущен вниз и не принимает участия в артикуляции.

Русские [t, d] являются взрывными во всех предвокальных позициях. Для произношения непридыхательного [t] рекомендуется усилить язычную смычку и ослабить напор воздушной струи.

При постановке [n', t', d', s', z'] важно усвоить дорсальный уклад артикуляции: весь язык продвинуть вперед, кончик прижать к нижним зубам, переднюю часть спинки языка плотно прижать к альвеолам и быстро раскрыть смычку. Порядок постановки тот же, что и для [m', р', в', f', v']: том-Тёма, дом-идём, нос-нёс, сад-сядь, зал-взял.

Особую трудность вызывает позиция конца слова: весь, грязь. В этом случае рекомендуется произнести [i] после согласного, длительность которого должна сокращаться до минимума, необходимого для образования [s'].

При произнесении сочетаний мягких согласных с гласными часто возникают затруднения в различении сочетаний типа тя-тья. Ошибка — результат того, что в английском нет дифференциального признака твердости — мягкости. Она устраняется путем постановки мягких согласных, напряженности [j], а затем в упражнениях на противопоставление типа: та — статья, да — дьявол.

Заднеязычные согласные [k, g] по артикуляции почти не отличаются от английских: весь язык отодвинут назад, опущенный кончик языка не касается нижних зубов. Задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом. Коррекция артикуляции [k] предусматривает усиление смычки и ослабление воздушной струи.

Русский фрикативный [х] не имеет аналогии в английском. Положение языка, как при [k], щель образуется там же, где и смычка. Постановка заключается в том, чтобы поднять заднюю часть спинки языка в момент произнесения звука. Для этого рекомендуется произносить слоги с сочетаниями [k] и [х], а также сочетания [кх] с гласными заднего ряда, при этом время смычки должно быть сведено до минимума: [кхо], [хо], [кхu], [хu]; [uхu], [охо], [uхu], [охо]. Артикуляция закрепляется в упражнениях на противопоставление к — х: крик — хрип, кол — холл.

При постановке [k', g'] средне-задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. Для отработки этого подъема надо использовать интервокальную позицию с гласными [i]: [ik'i] —> [k'i]; [ig'i] —>[g'i], а затем артикуляция [k', g'] закрепляется в сочетаниях с другими гласными: гений, гюйс, оркестр, ликер. Для [х'] рекомендуется сознательно зафиксировать положение языка при [i], затем, усиливая напор воздушной струи при выходе, протянуть щелевой шумный звук и снова произнести [i]: [i] [ix'i] [x'i], а затем произнести слоги ихи-хи, ихе-хе.

Русский твердый [r] — переднеязычный дрожащий сонант. Кончик языка, чуть загнутый кверху, вибрирует. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята. Английский апикальный [r] образуется при загнутой за альвеолы передней части языка, кончик языка напряжен и неподвижен.

При постановке [r] надо добиваться вибрации кончика языка, для этого он должен быть максимально расслаблен и не очень загибаться за альвеолы. Звуки-помощники [t, d, s, z] облегчают задачу: тра — трактор, тру — труд, дра — драма, дру — друг, шра — шрам и др.

О. Рогожина



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
На сайте http://www.tamada69.com тамада в твери.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Плазменная резка на станках AKYAPAK Относительно молодая и активно растущая турецкая компания AKYAPAK имеющая свои производственные мощности в городе Бурса выпускает широкий спектр оборудования по металлообработке, в том числе производит станки плазменной резки с ЧПУ (числовым программным управлением). Кроме станков плазменной и газовой резки на производстве AKYAPAK выпускаются мощные вальцы пользующиеся успехом у потребителей. На фотографии хорошо видны примеры изогнутого металлопроката. Подробнее. . .

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005