Методические материалы, статьи

Обучение аспектам русского языка как иностранного. Грамматика. Часть 3.

Функциональный подход заключается в особой группировке языкового материала, основанной на разграничении противоположных и сходных, главных и периферийных явлений внутри системы изучаемого языка. Такое распределение языковых средств универсально и не зависит от национальных особенностей и экстралингвистических факторов, поэтому использование его возможно при изучении любого иностранного языка.

При функциональном представлении грамматического материала одно и то же семантическое явление языка приходится рассматривать неоднократно, каждый раз раскрывая какой-либо новый оттенок в значении или особенностях лексического наполнения или синтаксического выражения. Причем введение новой информации проводится поступательно, а не единовременно путем перехода от простого к сложному и исключения наименее важного, специфического до тех пор, пока не появится практическая необходимость в ознакомлении с выражением именно этого оттенка значения именно этими средствами. Такая дозированность в подаче материала может затруднять создание системности языка.

Принцип функциональности в методике преподавания русского языка как иностранного проявляется также в комплексной подаче материала, что подразумевает его отбор и репрезентацию на синтаксической основе.

В аспекте методики преподавания русского языка как иностранного грамматический материал не может быть исчерпывающе описан на уровне только лингвистическом, парадигматическом. В иностранной аудитории анализ грамматического материала должен проводиться с учетом анализа функционирования единицы в речевой деятельности. Овладеть русским языком как средством общения на этом языке означает овладеть и комплексом операций, действий с языковым материалом.

Так как цель изучения грамматики в иностранной аудитории — научить учащихся использовать языковые единицы в актах коммуникации, важнейшей задачей является взаимодействие и взаимосвязь языковых и речевых уровней. Поэтому в практической работе нельзя игнорировать необходимость выработки языковых грамматических навыков при безусловном доминирующем положении работы по созданию речевых грамматических навыков.

Под языковыми грамматическими навыками понимают навыки по образованию отдельных грамматических форм и структур в соответствии с лингвистическими правилами с учетом парадигматических отношений, т. е. вне коммуникации.

Под речевыми грамматическими навыками понимают автоматизированное употребление грамматических явлений в речи, в основе которого лежат стереотипные речевые связи и способность проявления их в разных видах речевой деятельности.

Работа по созданию языковых и речевых грамматических навыков направлена на формирование умения строить неограниченное количество осмысленных и правильно, с точки зрения грамматики, оформленных коммуникативных единиц.

Сознательно-практический метод чрезвычайно актуален для изучения и преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе, когда закладываются основные механизмы автоматизации процессов употребления определенных языковых единиц в определенных синтаксических условиях.

Последовательность учебных действий: создание базиса (языковые навыки на основе знаний, полученных вне коммуникации) — создание речевых навыков (автоматизированное употребление языковых единиц) — коммуникативно-речевые умения.

Наличие (отсутствие) работы по созданию языковых навыков — один из тех факторов, которые определяют разницу в подаче грамматического материала на начальном и продвинутом этапах обучения русскому языку как иностранному.

Л. Вольская



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Мошенничество в автосалонах москвы новости также читайте.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Горелка газ.инфракрасная "Саво" 2,3 кВт картинка Горелка газ.инфракрасная "Мотор Сич" 1,8 кВт магазин TehPromtex являющийся официальным дистрибьютором в России. Горелка газ.инфракрасная "Мотор Сич" 1,8 кВт. Горелка газ.инфракрасная "Мотор Сич" 1,8 кВт.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005