Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Говорение. Часть 5.

3. Обучаемые не просто составляют несколько связанных предложений, а учатся строить монологическое высказывание, отражающее законченную мысль и ориентированное на неречевую задачу: Убедите подругу приобрести вторую профессию. При составлении монолога необходимо учитывать контингент слушателей. Речь обучаемых на третьем этапе наиболее приближена к естественной, они свободно говорят о том, что их интересует. В ответах используют дополнительные сведения, почерпнутые самостоятельно.

При обучении монологу особое место принадлежит пересказу. Важно обучение пересказу строить как подготовленную (с опорными словами, составлением плана, тезисов), частично подготовленную и неподготовленную речь. По степени репродукции пересказ бывает максимально близкий к тексту, полный либо выборочный, представляющий развернутый ответ на вопрос типа «Что нового вы узнали из текста?», «Что вам понравилось больше всего?». Для развития речи полезно обучение приемам сжатого пересказа, так как они направлены на осмысленный подход к главной и второстепенной информации.

На развитие речевых умений направлены следующие виды пересказа:

  • своими словами;
  • лицу, незнакомому с содержанием того, о чем говорится;
  • с изменением ситуации, действующего лица, времени;
  • с изменением речевой задачи.

При групповом обучении пересказ в парах или по индивидуальным заданиями активизирует внимание. Формой перехода к неподготовленной речи может быть пересказ с выражением своего отношения к содержанию текста или пересказ для достижения заданной цели, например для доказательства правильности определенной точки зрения.

Тексты для пересказа должны отвечать следующим требованиям:

  • быть небольшого объема (максимально — одна типографская страница);
  • иметь прозрачное содержание, не перегруженное деталями и именами собственными;
  • опираться на имеющиеся у учащихся знания и опыт;
  • представлять познавательную ценность.

В методике обучения иностранному языку разработаны упражнения для обучения говорению. Выделяют два типа таких упражнений.

Упражнения первого типа — подготовительные, их называют также предречевыми, языковыми, тренировочными, элементарными, некоммуникативными. Подготовительные упражнения направлены на активизацию языкового материала, на формирование умения подчинять форму содержанию. Суть их — в многократном повторении и варьировании формы, соответствующей содержанию. В итоге каждый обучаемый должен приобрести навык обращения с фонетическими, лексическими, грамматическими элементами, а также целыми предложениями.

К подготовительным относятся упражнения:

  • имитативные — воспроизведение образца (без изменений);
  • подстановочные — воспроизведение образца с изменением лексического наполнения;
  • комбинационные — построение высказывания на основе объединения заданных элементов предложения;
  • трансформационные — изменение структуры (лексической или грамматической) предложения;
  • конструктивные — самостоятельное построение высказывания с опорой на данный языковой, речевой или инструктивный материал;
  • переводные — перевод с родного языка на изучаемый (в качестве контроля).

Упражнения второго типа — речевые, или коммуникативные, творческие. Главное для упражнений данного типа — направленность на извлечение смыслов при восприятии речи, т. е. формирование содержания в иноязычной форме. Эффективной является система коммуникативных упражнений на основе длины речевого высказывания и степени сложности его порождения.

К респонсивным относятся вопросно-ответные, репликовые упражнения и условная беседа.

В вопросно-ответных упражнениях вопрос является побуждением к речевой реакции. Этот тип упражнений имеет несколько разновидностей. По источнику для ответов выделяют вопросы:

  • по предъявленному дидактическому материалу (например, текст, рисунок, диафильм);
  • с опорой на собственные знания, жизненный опыт.

    С. Вишнякова



См. также:
Преимущества онлайн-казино, или 6 причиниграть в сети
Турниры в онлайн-казино Вулкан
Игровые автоматы казино Вулкан Платинум
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
электроизгородь купить
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Самые лучшие автомобильные сайты проспект Мира 53-109. Режим работы: с 8.00-21.00. Телефоны:

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005