Методические материалы, статьи

Обучение речевой деятельности. Письмо. Часть 1.

В методике письменная речь и письмо различаются. Понятие письменная речь шире, так как обучение этому виду речевой деятельности включает обучение письму — графической и орфографической системы языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений с целью формирования навыков фиксировать устную и письменную речь.

С одной стороны, умение правильно писать буквы и слова на иностранном языке представляет собой владение техникой письма является начальной стадией обучения письменной речи, с другой — средством обучения русскому языку, помогающим не только усвоить лексику, грамматику, но и овладеть другими видами речевой деятельности — устной речью, техникой чтения.

Обучение технике письма предполагает овладение русским алфавитом, русской графикой и орфографией.

Знакомство с техникой письма начинается с изучения русского алфавита на занятиях по вводно-фонетическому курсу. Последовательность изучения звуков и букв определяется принципом возрастающей трудности произношения и начертания. Обучающиеся должны знать, что у каждой буквы есть по 2 печатных и 2 рукописных разновидностей. Это необходимо, чтобы печатные буквы узнавать при чтении, а с помощью рукописных писать. Студентов учат названию каждой буквы, чтобы они могли правильно читать аббревиатуры: СНГ [эс эн гэ], ВДНХ [вэ дэ энха], поясняют случаи обозначения буквой двух звуков, а также другие расхождения написания и звучания букв, что связано с графикой и орфографией.

Существенным методическим вопросом при обучении алфавиту является последовательность знакомства с буквами. Она определяется принципом возрастающей трудности написания. Самые простые буквы — нулевого ранга сложности — это те, в которых исходный элемент равен букве: г, о, с, ь. Буквы первого ранга сложности объединяют два элемента: д, у, а. Оправдан также комбинированный метод, когда буквы группируются в серии по общности графических элементов: о, а, ю, д, б, ф или и, й, ш, ц, щ, у.

Обучение каллиграфии происходит по мере прохождения вводно-фонетического курса. Под каллиграфией в методике понимается умение правильно писать рукописные буквы и соединять их между собой в слове. К распространенным случаям отклонения от правил русской каллиграфии относятся:

1) отдельное написание букв в слове;

2) написание выше строки некоторых букв, чаще всего к, л (влияние латинского языка);

3) смещение м, т; п., н; ж, ш; ч, г из-за скорописи при отсутствии устойчивого графического навыка.

Чтобы правильно писать по-русски, недостаточно знать алфавит. Необходимо иметь предписание об особенностях обозначения звуков в словах в зависимости от их окружения, что связано с графикой. Правила графики сообщаются также в процессе вводно-фонетического курса. Например, изображение на письме гласных и согласных звуков, звука [jj, средства обозначения мягкости согласных звуков и др. По правилам графики твердость согласных в позиции перед гласными обозначается буквами а, о, у, э, ы, а мягкость — буквами я, ё, ю, е, и: лук — люк, рис — рысь.

В отличие от графики орфография определяет правила правописания конкретных слов или их значимых частей — морфем. В систему современной русской орфографии входят правила:

  • обозначения звуков буквенными знаками в корневых морфемах и аффиксах (все морфемы за исключением корня) в структуре слова;
  • слитного, раздельного и дефисного написания слов;
  • употребления прописных букв;
  • переноса слов.

Морфологический принцип — основной принцип русской орфографии. Его сущность в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют на письме одинаковое начертание. Эффективности такого подхода к написанию слов способствует морфолого-орфографический анализ: выделение корневых или приставочных морфем, сопоставление с родственными словами.

С. Вишнякова



См. также:

Услуги клининговых компаний
Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005