Методические материалы, статьи

Организационно-методическая система обучения грамоте. Часть 1.

Начало обучения в школе — важный этап в жизни ребенка, который связан с переходом его к другому виду деятельности — учению. Если в дошкольный период основной «работой» ребенка была игра — подражание занятиям взрослых людей (учителю, доктору, продавцу и т. п.), то в школе на первый план выдвигается деятельность познания. Поэтому одной из важнейших ролевых игр становится игра в «ученых». Деятельность ученого — особая деятельность, требующая осознанности и понимания собственных действий, именно этим она похожа на деятельность учения. Ребенок должен научиться осознавать цели, ставить учебные задачи («проблемы»), предполагать результат («продукт»), выбирать необходимые средства для достижения поставленной цели, находить способ решения поставленной задачи, сравнивать искомое с полученным в ходе решения этой задачи, уметь отслеживать и анализировать путь достижения цели, вносить необходимые коррективы в свои действия — всего этого требует продуктивное учение.

Первые дни пребывания ребенка в школе тесно связаны с первыми уроками — уроками обучения грамоте. Особенностью этих уроков является решение общепедагогических и частнометодических задач: с одной стороны, они предназначены для того, чтобы обучить начинающего ученика элементарному чтению и письму, с другой — они служат для адаптации ребенка к новой для него сфере жизни.

Обучение детей грамоте в I классе общеобразовательной школы рассчитано на 7 —7,5 месяца (243 ч по программе для I —IV классов). В ходе проведения уроков по обучению грамоте учитель, проводя первичную диагностику знаний и умений детей своего класса, а затем регулярно учитывая результаты усвоения детьми учебного материала, может сократить время, отведенное для прохождения всего курса, допустим, до 3,5 — 5 месяцев в I классе (I —IV). Общеизвестно, что многие первоклассники приходят в школу умеющими читать и — реже — писать. Поэтому в настоящее время в большинстве пособий для учителя не дано распределения материалов учебника по отдельным урокам, а планирование уроков является примерным. Урок длится 35 мин с постоянной сменой умственных и двигательных видов работы. Первые дни в школе важны с точки зрения формирования правильной посадки ребенка за партой, умения организовать рабочее пространство стола и листа бумаги (тетради), освоения правил поведения в классе, на уроке, в школе.

В школе ребенок оказывается в новых для него условиях: преобладает новый вид деятельности — учебная, которая квалифицируется как организованный умственный труд, требующий устойчивого внимания, значительных волевых усилий, умения контролировать себя. Новый тип деятельности представляет для детей значительные трудности, и для их преодоления учебный час строится так, чтобы, во-первых, каждые 10— 12 мин менялись виды учебных действий, во-вторых, детский организм получал необходимую разностороннюю активность: умственный труд должен чередоваться с физическими упражнениями.

На уроках предусматривается постоянная мотивация: учитель продумывает занимательные и игровые формы для каждого задания, чтобы поддерживать познавательный интерес учеников. Это и отгадывание загадок, рассказывание сказок, их инсценирование, свободное рисование на сюжет сказки. Чтобы побудить учащихся к рассказыванию или слушанию, следует придумывать интригующие ситуации, элементы соревнования. Так, например, к чтению стихов наизусть побуждает импровизированный «конкурс чтецов», перед звуковым анализом можно предложить «слетать на планету Звуков» и т.п.

Е. Антонова



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005