Методические материалы, статьи

Организация Малой академии юных художников. Часть 3.

Подросток может длительно работать над одним заданием, отбирая нужный ему материал в натуре и отбирая определенные художественные средства, поэтому руководитель кружка подростков имеет прекрасные возможности для формирования у своих питомцев способностей создания художественного образа.

Одни и те же темы, сюжет, образ подросток может изобразить в разных техниках, и видах искусства, что открывает перед преподавателем простор в смысле раскрытия выразительности разных художественных средств, специфики материалов. Можно взять несколько тем и последовательно проработать их в тех или иных видах изобразительного искусства, что дает хорошее понимание их характера и специфики жанров.

К ребятам старшей группы (11-14 лет) наиболее продуктивно декоративно-оформительское и декоративно-прикладное искусство. В старших классах наиболее продуктивна форма студийной работы - ее общее декоративно-оформительское и декоративно-прикладное направление. Выполнение различных плакатов, оформление праздников, вечеров и концертов - все это выводит искусство студийцев в широкое общественное русло и еще раз подтверждает и общественную основу, и высокую роль искусства в человеческой жизни.

С чего же начинать работу с ребятами, впервые пришедшим на занятия изостудии? Часто новичок, придя в студию и увидев работы других, загорается жаждой сделать «что-то», а что, не знает, не может выбрать, у него нет собственной системы образов, ждущих воплощения, а если они есть, то они часто обретают такую неинтересную, тривиальную форму, что автор, сравнивая свою работу с другими, испытывает разочарование и больше не появляется на занятиях. Здесь огромна роль учителя; он не должен торопить ученика браться за работу. Надо выяснить его возможности, способности, увлечения, подобрать тему, на каких-то этапах помочь ему решить возникающие вопросы, на каких-то - предоставить полную самостоятельность.

Приступая к работе над новой темой, руководитель должен осветить ее в разных эмоциональных аспектах, связать с ней конкретные примеры и явления, наметив различные пути выбора художественных средств, очертив образы и характеры, составляющие ее идейную основу. Самое сложное - начало работы, первый момент перехода от мысли к изображению. Учитель должен разобраться, какие впечатления лежат в основе замысла ребенка, какой образ у него сложился, осторожно и тактично помочь кристаллизации этого образа, помочь отбросить все лишнее, не повредив при этом своеобразия художественной мысли. Необходимо сделать несколько эскизов одного сюжета, изменяя формат будущей работы, размер изображения, смело меняя положение в пространстве основных персонажей, взаимное расположение частей, цветовую гамму. Это дает возможность найти наиболее выразительное решение образа.

Затем начинается уточнение деталей, сбор материала. В этот период можно демонстрировать произведение искусства на тему, аналогичную той, над которой работают дети, но делать это нужно крайне осторожно, потому что можно вызвать у некоторых ребят бездумное подражание и отказ от собственного решения. Очень полезна демонстрация детских работ: они понятны, соизмеримы с работой зрителей и вызывают новые ассоциации.

И вот, наконец, долгий путь, начатый с мысли, с эскиза, обросший набросками и пробами, проникнутый внезапными озарениями и находками, успешно завершен, и работа - рисунок, роспись посуды, живопись или скульптура стоит перед автором, законченная и прекрасная. Эта радость всегда требует сопереживания, одобрения и радости друзей. Когда ученик заканчивает работу, необходимо показать ее всем кружковцам; если несколько человек одновременно завершают свой труд, нужна маленькая выставка и ее обсуждение. Обязательно нужна, как говорил А. П. Макаренко, «завтрашняя радость», надо перед завершением работы направить мысли ребенка к будущему труду, чтобы, уходя с кружка домой, он мечтал о наступлении «завтра».

А. Борисов



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
кальянная в москве Legends в Москве — второй по счету и флагманский в сети Legends. Мы реализовали концепцию лофта в полной мере, в здании с богатой историей. Next.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005