Методические материалы, статьи

Основные понятия методики обучения РКИ. Часть 1.

Методика обучения русскому языку как иностранному обладает своим понятийным аппаратом. Среди основных понятий, составляющих фундамент методики, наиболее важными являются: процесс, цели, содержание, принципы, методы, приемы, средства и организационные формы обучения. Все они в совокупности образуют систему методических категорий, позволяющую адекватно описывать варианты обучения русскому языку как иностранному в разных условиях.

Центральный компонент системы методических категорий — процесс обучения, структурно состоящий из двух взаимосвязанных процессов: преподавания и учения. Обучение направлено на достижение определенных целей, которые формируются под влиянием социально и личностно значимых мотивов, и состоит из системно связанных действий и операций.

Практическая (коммуникативная) цель обучения состоит в формировании у иностранных учащихся коммуникативной компетенции, способности общаться на русском языке. Информация в процессе общения может передаваться при помощи различных знаков и знаковых систем: языка, жестов, мимики, сигналов, указателей, рисунков и др. Основным (универсальным) средством общения является язык.

Фрагменты теоретического обучения включаются и в практические курсы русского языка для нефилологов. Так, в курсе русского языка на подготовительных факультетах и отделениях российских вузов периодически организуются уроки обобщения и систематизации изученного материала, цель которых — формирование метаязыковой компетенции учащихся.

Курс обучения языку как иностранному делится на этапы, характеризующиеся спецификой целей, содержания, методов, средств, условий обучения и определенными временными границами. Чаще всего выделяют начальный (подготовительные отделения и факультеты вуза) и продвинутый (основные факультеты вуза) этапы. Иногда выделяют еще средний этап — между начальным и продвинутым, а также завершающий, следующий за продвинутым. Цели каждого этапа соответствуют конечной цели обучения. Так, практическая цель курса русского языка на подготовительном факультете — овладение коммуникативными умениями в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения на ограниченном языковом материале — соответствует конечной практической цели обучения иностранных студентов — овладение коммуникативными умениями, достаточными для получения специальности и для общения в русской языковой среде.

В рамках этапов обучения выделяются циклы занятий (концентры) и конкретные учебные занятия. В свою очередь каждое учебное занятие состоит из серии логически связанных между собой фрагментов. Все эти компоненты процесса обучения также направлены на достижения определенных целей, соответствующих конечным целям обучения. В методической литературе эти промежуточные цели получили название задач обучения.

Не менее важная категория методики, связанная с процессом и целями обучения, — содержание обучения, или содержание учебного предмета. Содержание обучения — этот тот учебный материал, которым нужно овладеть или который нужно усвоить для достижения целей обучения. В практических курсах русского языка как иностранного содержанием обучения является речевая деятельность: ее мотивы, речевые действия и операции, речевые произведения (высказывания и тексты). В теоретических курсах — система языка и тексты. В курсах, предусматривающих формирование и коммуникативной, и метаязыковой компетенции, это и речевая деятельность, и языковая система, и тексты.

Л. Московкин



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
веб-интерфейс роутера 192.168.0.1
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Энергоконсалтинг - Электромонтаж, энергоснабжение, электроснабжение Мы предлагаем широкий спектр услуг и консультаций по энергоснабжению объектов любого уровня: энергоэкспертиза, решения по оформлению договора энергоснабжения, разработка проектов электроснабжения,подключение электричества к частному дому, Электромонтаж, аттестация ответственных за электрохозяйство, замеры сопротивления изоляции, молниезащита, электроснабжение. Мы знаем как правильно получить и оформить Технологическое присоединение к электрической сети, а также предоставляем...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005