Методические материалы, статьи

Особенности методики изучения географии в VI классе. Курсы «Окружающий мир» и «Природоведение».

Систематическому изучению географии в VI классе предшествуют курсы «Окружающий мир», в начальной школе (I-IV классы), и «Природоведение» (V класс). Изучение курса «Окружающий мир» осуществляется в I-IV классах. В этом курсе учащиеся знакомятся наряду с происхождением письменности, алфавита с появлением географической карты, узнают о сезонных изменениях в природе, временах года, изменениях погоды, жизни растений и животных. В курсе «Краеведение» изучаются особенности природы родного села или города, памятники архитектуры и достопримечательности родного края, особенности культурного наследия, тем самым прививается патриотическое отношение к родному краю.

Содержание курса «Природоведение» в V классе существенно изменилось в связи с переходом на четырехлетнюю начальную школу. Теперь это новый этап систематической естественно-научной подготовки учащихся в средней школе, т.е. пропедевтический курс. Природоведение подготавливает к сознательному усвоению физической географии, биологии, физики и химии.

Курс «Природоведение» рассматривает Землю как одну из планет Солнечной системы. Учащиеся получают первые представления о Солнечной системе и космосе; знакомятся с особенностями движения Земли и причинами смены дня и ночи, а также сезонов года. Здесь необходимо знакомство с глобусом — моделью Земли. Очень важны опыты с глобусом и источником света. У учащихся формируются важные для последующего изучения географии понятия о горизонте, сторонах горизонта, что позволяет подвести их к понятию о планах и карте. Практические работы включают определение по компасу основных направлений на местности (уже известных из начальной школы): учатся находить Полярную звезду.

Курсом «Природоведение» в V классе предусматривается изучение свойств компонентов природы Земли и условий внешней среды, рассматриваются такие природообразующие компоненты как воздух — вода — горные породы — почвы — растения — животные. Углубляются и расширяются понятия о живой и неживой природе, которые получены в начальной школе. Изучаются физические свойства воздуха, изменение его объема при нагревании и охлаждении, нагревании воздуха от поверхности Земли. Проводятся наблюдения за погодой. В теме «Вода» учащиеся знакомятся со способами перемещения воды в природе (круговоротом), узнают, в каких агрегатных состояниях бывает вода. Учащиеся знакомятся с эрозионной и аккумулятивной работой воды в природе; с вопросом о рациональном использовании воды и ее охране.

Темы «Горные породы» и «Почвы» знакомят учащихся с твердым веществом, слагающим земную кору, — это горные породы (гранит, кварцит, базальт и др.), а также минералы и полезные ископаемые. Поверхностный слой земной коры представлен почвами, которые, обладая плодородием, дают жизнь растениям, животным и людям. Почвы требуют поддержки, обработки и охраны. С целью ознакомления с горными породами и почвами рекомендуется проведение экскурсии.

На основе знаний местной природы учащимся даются общие понятия о рельефе (равнины и холмы, овраги и горы), важнейших горных породах и полезных ископаемых, круговороте воды в природе, некоторых видах растений и животных.

Учащиеся получают представление о природных зонах на примере особенностей природных ландшафтов России и особенностях жизнедеятельности человека в различных природных зонах. В содержании курса четко прослеживается его экологическая направленность. Очень важно формирование понятий о взаимосвязях между органическим миром и внешней средой.

Отдельные темы курса объясняют учащимся, что, оберегая природу своего края, можно сохранить природу России, и многие люди всех стран мира заботятся и борются за «здоровье» Земли. Значительная часть курса природоведения строится на краеведческой основе. Летние задания включают систематические и единичные наблюдения в природе.

Д. Финаров



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
запись к детскому стоматологу Родилась в г. Красноуфимске, Свердловской области. С детства была уверена в выборе профессии, мечтала стать стоматологом, ведь перед глазами был вдохновляющий пример папы. В детстве увлекалась различными кружками, от танцев до рисования, руководствуясь принципом «драм.кружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота».

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005