Методические материалы, статьи

Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 3.

Конкретизируя основы нравственного воспитания, современные ученые-педагоги делают акцент на общечеловеческих ценностях.

Для учебных предметов лингвистического профиля есть возможность содействовать своими средствами любому воспитательному процессу. Но в наибольшей мере с этими дисциплинами связаны стимулятивно-мотивационное, а также культурологическое и эстетическое воспитание. Они требуют специфических средств воздействия на студентов в самом учебном процессе.

В связи с этим возникает вопрос о выборе средств (прежде всего методов и приемов) воспитания.

В фундаментальных пособиях по педагогике рекомендуется большое количество таких методов и приемов, которые в ряде случаев систематизируются. Здесь указываются объяснение, беседа, увещевание, упражнения, педагогические требования, собственный пример, доклад, диспут и многие другие. При этом обращает на себя внимание пестрота рекомендуемых средств и частое отсутствие единого основания для классификации.

Конечно, эти рекомендации ученых-педагогов преподавателю-русисту нужно учитывать. Но гораздо важнее для него выбор средств воздействия на студентов в зависимости от лимита учебного времени, от возможностей и специфики своего учебного предмета.

Особенно большое значение имеет главное условие эффективности воспитательного воздействия на школьников и в еще большей мере на студентов. Всякое такое воздействие должно быть незаметным для школьника и в особенности для студента. Если юноша или девушка заметят, что их воспитывают, заранее можно сказать, что воспитательный эффект будет равен нулю.

Среди средств воспитательного воздействия на студентов можно выделить связанные и не связанные непосредственно с содержанием учебного предмета.

В первом случае речь идет о воспитательном воздействии на студенческую аудиторию одновременно с сообщением знаний и формированием умений по программному материалу курса.

Например, для приобщения к русской духовной культуре, понимания своей сопричастности ей в связи с изучением антропонимов, топонимов и других собственных имен, их семантики, грамматических признаков, речевых функций акцентируется наличие у них культурного (или национально-культурного) компонента.

А при усвоении студентами выразительных средств русского языка подчеркивается эстетическое воздействие слова читателей или слушателей.

Специфичны в определенной мере средства стимулятивно-мотивационного воспитания или, иначе говоря, создание положительной мотивации познавательного интереса к данному лингвистическому предмету. К ним относятся:

  • высокая информативность сведений о языке;
  • логичность изложения материала;
  • создание альтернативных и проблемных ситуаций;
  • обоснованность, доказательность тех или иных выводов или заключений (особенно это важно при выборе предпочтительной из позиций лингвистов);
  • отсутствие искусственного наукообразия на лекциях и практических занятиях;
  • использование приемов выразительной речи, которые особенно характерны для научно-популярной литературы по языку и лингвистике.

Для воспитательной тематики, непосредственно не связанной с программным материалом, используются несколько иные средства.

Это прежде всего отступления от темы занятий «по поводу». Когда преподаватель лингвистической дисциплины прочитал что-то или узнал что-либо общеинтересное из средств массовой информации, он вполне мог бы сообщить об этом студентам и даже предложить им высказать свое отношение к этой политической, этической, экологической, языковой (например, о статусе русского языка в той или иной стране) либо какой-нибудь иной проблеме.

М. Успенский



См. также:
Что собой представляют бездепозитные бонусы?
Почему важно выбирать респектабельное интернет-казино
Конно-спортивный комплекс
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По фиксированным ценам оценка воздействия на выгоднейших условиях.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Это — 2-Ая часть комплекта для изучения алгебры-7 для классов с увеличенным уровнем.. Состоит книга из 2 частей. В первой части представлены 16 наиболее простых задания, контролирующие навыки решения стандартных задач. Часть 2 состоит из 5 заданий повышенного уровня сложности.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005