Методические материалы, статьи

Педагогические аспекты методики русского языка. Часть 4.

Таким же средством «внепрограммного» воспитательного воздействия служат внеаудиторные беседы со студентами, внеаудиторные дискуссии и диспуты, совместные со студентами посещения с последующим обсуждением музеев, выставок, картинных галерей, спектаклей, кинофильмов и т. д. Конечно, все это целесообразно в той мере, в какой не мешает усвоению учебного курса.

Материалом для отступлений «по поводу» могут послужить и тексты учебников или сборников упражнений по лингвистическим дисциплинам. Здесь можно найти рассказы о красоте российской природы (о русских лесах например), о подвигах советских людей во время Великой Отечественной войны, о прошлом русского народа и т. д. Во всех этих случаях полезно дополнять информацию текстов новыми сведениями, суждениями, проблемными ситуациями.

Проекция дидактики на методику русского языка. Теория и технология воспитательного воздействия на студентов-филологов только в небольшой своей части специфичны для определенной учебной дисциплины. В большинстве своем воспитательные средства можно назвать общепредметными.

Иной статус у средств обучения. Даже то, что заимствовано из общей дидактики, как правило, специфично для каждой предметной методики.

Поэтому если все основные вопросы воспитания уместно сосредоточить в этом тематическом разделе, то соотношения дидактики и лингвометодики по большинству параметров (методы, приемы, средства наглядности, минимизация единиц языка, формы (виды) занятий и пр.) целесообразно рассредоточить по другим темам пособия.

Здесь только имеет смысл остановиться на известных дидактических принципах применительно к вузовской методике преподавания лингвистических дисциплин.

Общеизвестным является дидактический принцип сознательности усвоения учебного материала. В самом общем дидактическом значении это осмысление того, что изучается.

В то же время в лингвометодической литературе принцип сознательности усвоения трактуется по-разному.

По мнению одних специалистов по методике обучения иностранным языкам (Ч. Фриз, Р. Ладо, Э. П. Шубин, А. П. Старков), принцип сознательности предполагает понимание смысла высказываний на неродном языке. По мнению других (Л. В. Щерба, В. Д. Аракин, П. Б. Гурвич), этот принцип выражается не только в осмыслении содержания высказывания, но и в осознании связи между обобщениями (правилами, инструкциями) и основанными на них речеупотреблениями. Иначе говоря, обучающийся должен уметь понимать и объяснять, почему, в соответствии с каким правилом он именно так говорит или пишет. Такое понимание разделяют и методисты, которые занимаются проблемами изучения в средней школе русского языка как родного.

В преподавании родного русского языка принцип сознательности усвоения определяет путь изучения языка: от правил и других языковых обобщений — к осознанному и целенаправленному умению, а от него — к автоматизированному речевому навыку.

Подобную технологию декларируют современные методисты и применительно к изучению неродного русского языка. По их мнению, принцип сознательности «базируется на утверждении, что овладение языком носит сознательный характер, а владение им — непосредственно-интуитивный характер».

Такой подход к методике овладения языком в условиях учебного процесса «исключает механическое усвоение, зубрежку, отрывочность знаний».

Для студенческой аудитории обе «школьные» трактовки принципа сознательности правомерны. Они являются наиболее элементарными признаками сознательного овладения языком и речью.

В то же время понимание сознательности в этих условиях значительно расширяется.

М. Успенский



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Компания Промпровод предлагает эмальпровод (обмоточный провод ) марок ПЭТВ-2; ПЭТ.. Для Вас удобная для клиента форма оплаты, возможность доставки эмальпровода до пункта назначения. Главным направлением деятельности нашего предприятия является постоянное и целенаправленное совершенствование технологических процессов, надежность и эффективность поставки эмальпровода. Именно это диктуется современными условиями рынка и конкуренции.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005