Методические материалы, статьи

Планирование учебной работы и подготовка учителя к уроку. Часть 1.

Поурочное тематическое планирование используется учителем при составлении плана проведения, как серии, так и отдельных уроков. В плане указываются темы курса, учебные экскурсии, уроки обобщающего повторения и проверочные письменные работы, количество отводимых часов. Тематический поурочный план может быть календарным и составляется на весь год, чтобы было видно, как планировать работу по каждой теме и уроку. Планирование облегчается тем, что в программе указано количество часов на тему, а в учебнике материал расчленен на разделы (параграфы), примерно соответствующие количеству часов. Например, в курсе VI класса на тему «Гидросфера» может быть отведено 11 уроков. Как спланировать уроки и их количество? Смотрим в учебник. В этой теме имеется 11 параграфов. Это дает основание на каждый параграф отвести 1 урок. Однако это совсем не значит, что нельзя сделать перераспределения времени между параграфами. Возможно в школе имеются условия показать хороший фильм, что потребует заимствования времени у других тем. Во всяком случае такое соотношение программы и учебника определяет канву работы по теме и поурочного календарного плана.

Подготовка отдельного урока начинается с определения его цели и мотивации. Определить цель урока, установить:

1. Образовательную цель: какие закономерности и понятия должны быть усвоены на уроке.

2. Развивающую цель: какие умения и навыки, ранее приобретенные учащимися, должны совершенствоваться и какие даются впервые; необходимо определить, какие умения в наибольшей мере будут формировать опыт творческой деятельности учащихся.

3. Воспитывающую цель: какие воспитательные задачи должны быть реализованы в процессе обучения. Здесь определяются знания и умения, которыми формируются опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения учащегося к миру.

4. Определение этой триединой цели урока целесообразно показать на примере отдельного урока.

В качестве примера возьмем небольшую, но важную тему из курса VI класса — «Озера». Исходя из анализа программы учебника, стало ясно, что на эту тему можно выделить 1 урок. Прежде всего учитель должен хорошо изучить содержание темы по учебнику, но не только школьному, но и вузовскому, познакомиться с дополнительной литературой. Допустим, что учитель хорошо представляет себе содержание темы. Теперь возникает вопрос: как распределить материал по времени; чтобы показать главное, создать правильные представления об изучаемой теме? Если взять только перечисление главных озер и размещение их на Земле, то и это займет много времени, правда, многие крупные озера уже известны из курса природоведения. Учитывая, что на изучение нового материала остается около 35 минут и не более, становится ясно, что надо поставить и осветить главный вопрос, а остальные рассмотреть попутно. Например, озера можно рассматривать с различных позиций: сделать упор на размещение на Земле, на их происхождение и изменение, но охрана вод — главный вопрос, который и определяет цель урока. Следовательно, цель урока можно сформулировать так: сформировать понятия о происхождении котловин озер и их эволюции, о питании сточных и бессточных озер, об охране качества воды. Выделение в цели основных вопросов совсем не отрицает объяснения или освещения других вопросов, таких как размещение, но в центре внимания должны быть физико-географические особенности озер, а также охрана вод.

Д. Финаров



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
забор цена Подкормка в теплице имеет ряд особенностей. В защищенном грунте растения содержатся в специальных условиях. Для них создаются оптимальные влажност. . .

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005