Методические материалы, статьи

Подготовка к уроку чтения. Часть 1.

Коммуникативно-деятельностный подход к обучению младших школьников основывается на принципах развивающего обучения, поэтому деятельность учителя подчиняется задаче развития у учеников способностей к самостоятельной читательской деятельности, склонностей к саморазвитию. В связи с этим начинающему учителю важно помнить, что сама по себе организация урока (любого, в том числе и по чтению художественного текста) не является целью обучения. Конспект урока существует ради ученика, но не наоборот. Ни в коем случае нельзя насильно подгонять деятельность ученика под какую-нибудь запланированную последовательность работ на уроке. Несмотря на то что некоторые учителя-практики на словах поддерживают это правило, на деле поступают вопреки ему. Часто даже, если ученик (ученики) не действует по заранее заготовленному учителем плану, используются меры наказания по отношению к такому ученику, а заготовленный план-конспект урока остается неизменным.

Хорошим учителем будет тот, кто может в нужный момент изменить намеченный план работы, но так, чтобы к концу урока были достигнут цели обучения. Импровизация учителя полезна в том случае, если она подчинена поставленной цели и основана на знании возможных вариантов проведения урока, ведущих ученика к ожидаемому результату (к формированию определенного умения, например анализировать систему образов произведения).

Для того чтобы знать варианты проведения урока, необходимо иметь представление о целях и методах обучения той или иной учебной дисциплине, о подготовке, проведении и последующем анализе уроков. Деятельность учителя в этом случае раскладывается на систему ролей-позиций, которые учитель занимает, выполняя конкретные действия.

Рассмотрим наиболее полную последовательность работ, выполняемых учителем начальных классов при обучении школьников.

I. Подготовка к уроку чтения.

1. Работа читателя, направленная на понимание художественного текста самим учителем.

1.1. Чтение и понимание текста учителем:

а) выделение действующих лиц (персонажей);

б) создание образа автора по ходу чтения;

в) установление отношений между персонажами и образом автора.

1.2. Определение текстовых ориентиров («сигналов») для выделения персонажей, образа автора и отношений между ними.

1.3. Определение тех представлений в личном опыте учителя, которые помогли ему выделить характеристики образа автора, персонажей и отношений между ними.

1.4. Формулирование собственного понимания идеи текста.

2. Работа организатора коммуникации, направленная на планирование учителем возможных вариантов понимания художественного текста учащимися.

2.1. Определение доступного конкретному возрасту младшего школьника текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение уровня готовности к выделению персонажей, образа автора и отношений между ними;

б) определение уровня готовности к осознанию текстовых «сигналов» персонажей, образа автора и отношений между ними.

2.2. Определение возможного объема понимания данного младшим школьникам текста (в сопоставлении с уровнем понимания этого текста учителем):

а) определение возможного объема личного опыта младшего школьника;

б) предположение о посильных для младшего школьника формулировках идеи художественного текста.

3. Работа методиста, направленная на поиск организационной формы урока для обеспечения доступного младшим школьникам уровня понимания художественного произведения.

3.1. Составление примерного плана или конспекта работы с данным текстом на уроке.

3.2. Привлечение опорной схемы (структуры) урока.

3.3. Использование знаний о методах объяснительного чтения.

3.4. Использование приемов реализации разных типов анализа произведения.

II. Проведение урока чтения.

1. Понимание роли примерного плана на уроке чтения.

2. Импровизация и возможные «отклонения» от плана.

3. Определение ориентиров, помогающих учителю и ученикам не терять основную цель урока.

III. Анализ проведенного урока чтения.

1. Соответствие цели и итогов проведенного урока.

2. Адекватность способов и приемов работы на уроке.

3. Значение сравнения задуманного (конспекта) с проведенным уроком.

4. Способы анализа уроков для будущих действий учителя.

Е. Антонова



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
фланец ду 600 ру10
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005