Методические материалы, статьи

Понятие и классификация методов профессионального обучения. Часть 2.

Методы, основанные на деятельности самого учащегося, — основные методы обучения. Они включают в себя задачи, упражнения, программированное обучение; лабораторные работы, написание рефератов; методы обучения диагностики; подготовку и выступление студента с докладом и другие виды деятельностей, которые имеют своей целью выработку запланированных знаний, умений и навыков.

Методы, основанные на наблюдении поведения других людей, объясняются тем, что человек как существо общественное живет не сам по себе, а в связи с другими. Во многих ситуациях поведение человека определяется не только тем, в каких обстоятельствах находится он сам, а тем, как поступают в аналогичных ситуациях другие люди.

Данные группы методов обучения основываются на трех основных видах научения, которые выявлены в современной психологии:

1) научение вследствие выполнения действий самим субъектом;

2) научение вследствие наблюдения модели поведения или деятельности (по-другому — «викарное научение»). Основу его составляют наглядные методы, в которых демонстрируются модели соответствующей деятельности, показ преподавателем определенных действий. Кроме них в викарном научении присутствуют объяснение, рассказ преподавателя и другие словесные приемы, дающие описание и разъяснение некоторых моделей умственной или практической деятельности. Для данного вида научения характерна работа студентов в малых группах, когда они наблюдают за исполнением действий друг друга, оценивают их. Таким образом, научение происходит с помощью переноса изображаемой модели на реальную практику деятельности студента;

3) научение с помощью переноса. Перенос состоит в том, что полученные знания, умения и навыки совершенствуются в процессе выполнения сходных деятельностей. Например, человек, умеющий играть на фортепиано, быстрее обучается печатать на машинке; знающий английский язык легче изучает второй сходный иностранный язык. Этот метод состоит в повторении пройденного материала, решении новых, нетиповых задач с использованием старых умений.

На методе использования переноса основано использование моделей и образцов. Перенос наиболее полно проявляется в методе интеграции учебной деятельности. Излагая новый материал или обучая новому действию, преподаватель должен использовать перенос, ссылаясь на умения и навыки, которые уже известны, и отыскивая сходства и различия между ними и изучаемым действием. Обучение с использованием переноса предполагает индивидуальный подход и знание преподавателем того, что умеет делать студент.

В. Оконь считает целесообразным говорить о четырех больших группах методов.

I. Методы усвоения знаний:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • лекция;
  • работа с книгой.

II. Методы самостоятельного приобретения знаний:

  • проблемный классический метод;
  • метод случайностей;
  • ситуативный метод;
  • банк идей (мозговой штурм);
  • микропреподавание;
  • синектика;
  • дидактические игры.

III. Экпонирующие (оценочные) методы.

Они направлены на формирование отношения, позиции, убеждения обучаемых и разделяются:

  • на импрессивные, когда на основе полученных впечатлений о произведении и его создателе, о собственном отношении студента к педагогическому явлению или ситуации и т.д. студенты переживают разнообразные чувства. Активизация деятельности студентов происходит за счет их участия в раскрытии содержания учебного материала. Им предлагается выразительно прочитать текст; написать микросочинение «Мое отношение к ...»; драматизировать произведения;
  • экспрессивные, когда студенты выражают свое отношение к педагогической или социокультурной ситуации, которую они или создают, или воссоздают в виде спектаклей, короткометражных фильмов, картин, скульптур, рисунков.

IV. Практические методы:

  • упражнение;
  • метод реализации творческих задач;
  • разработка модели, рисунка, конспекта;
  • решение проблемной ситуации;
  • выбор лучших вариантов из нескольких.

В среднем профессиональном образовании чаще всего пользуются классификацией Л. Г. Семушкиной, которая синтезирует все перечисленные классификации.

Н. Морева



См. также:
Преимущества онлайн-казино
Как заработать на игровых автоматах
Несколько советов по выбору интернет-казино
Как найти надежное интернет-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Гейнеры в Казахстане, total
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
LDPE, LLDPE - Вкладыши и пакеты для паллет: : ИНТЕРПАК В зависимости от типа контейнера, изготавливаются различные виды вкладышей: стандартный, с формированием верхней/нижней горловины, наружный чехол контейнера, предохраняющий сам контейнер от загрязнения и попадания осадков. Для загрузки материалов при повышенной (до 110 оС) температуре, выпускаются вкладыши повышенной механической прочности и теплостойкости. Вкладыши могут поставляться как в пачках, так и в рулонах с перфорацией.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005