Методические материалы, статьи

Луна на продажу!

В этом журнальном обозрении речь пойдет об экономике, коммерции, взаимовыгодном сотрудничестве, перспективах развития добывающей отрасли, прибыльности освоения новых месторождений, аукционных торгах и прочем, что позволяет делать деньги буквально из воздуха, буквально из пыли. «Воздух» в этих словах — всего лишь литературный оборот, а вот пыль… — не золотая, не алмазная — это уже серьезно, это стоит «гешефта». Возможно, — чем не шутит бес удачи? — кому-то помогут некоторые рецепты, найденные мной на страницах немецких журналов «P.M.» и «Bild der Wissenschaft». Дерзайте! По крайней мере, пыль, о которой пойдет речь, — не нефть. Здесь рынок свободен от присутствия таких монстров, как «***нефть» или «хххнефть». Здесь все еще впереди — и многое обещает крупную выгоду.

Итак, мы будем говорить о лунной пыли. В шестидесятые годы покорение Луны было символом национального престижа. Две сверхдержавы — Советский Союз и США — вели напряженную гонку, стремясь первыми высадить на Луне своих космонавтов. Gloria transit, слава проходит. Ее блеск тускнеет. Теперь считаются не славой, а деньгами. Большими деньгами! В ближайшие десятилетия американские фирмы намерены организовать добычу полезных ископаемых на Луне. Сперва туда отправятся роботы, а потом в лунные фактории ступит нога «астронавтов» нового поколения — шахтеров, бизнесменов, колонистов. Любимые сокровища романтиков — лунные камни — будут брошены в топку мировой экономики. Пока наука сводит теорию с гипотезой, желтый лунный кружок разграфлен на дебет и кредит. Уже после 2015 года на Луне, очевидно, появится международная космическая станция. Начнется эпоха освоения «седьмого континента» Земли.

«Прибытие поезда» в лунных декорациях

Еще в 1989 году несколько бывших сотрудников НАСА создали фирму «LunaCorp». Они вдохновились простой идеей. Если телеканалы платят огромные суммы за право показа некоторых спортивных соревнований, если телепродюсеры не останавливаются перед расходами, чтобы снять, например, репортаж с борта затонувшего «Титаника», то неужели никто не купит права на трансляцию с Луны? Неужели зрители не станут смотреть то, что не видели никогда, — Луну в прямом эфире?

Сотрудники фирмы вместе с учеными из университета Карнеги-Меллона разрабатывают Rover, автоматические тележки, оснащенные видеокамерами, — будущую операторскую команду нового «лунного проекта».

Сто лет назад документальное кино на Земле начиналось с того, что зрители рассаживались у экрана «перед прибытием поезда», а теперь грядет время с замиранием удивляться зрелищу «после отбытия ракеты». Так начнется документальное кино на Луне.

В планах американской фирмы «LunaCorp» уже сейчас значится подготовка прямых телерепортажей с тех самых площадок, на которые совершали когда-то посадку корабли серии «Аполлон». Не секрет, что вокруг полетов американских астронавтов на Луну давно вьется шлейф бульварных сплетен, подозрений, слухов. Что если никакого триумфа не было, а все лунные «снимки» сделаны на секретной военной базе? (Подробнее с доводами скептиков можно ознакомиться, например, в заметке «А была ли Луна?», появившейся в ноябрьском номере журнала «Политбюро».)

Лишь репортаж с места события окончательно убедил бы скептиков, а может, породил бы новую цепочку слухов о той же базе, где снимается нескончаемый сериал «Покорение Луны»? Как бы там ни было, фирма «LunaCorp», возможно, не успеет доказать истину. Там же, в США, создана компания «Transorbital», которая намерена вывести на орбиту Луны спутник, чтобы сфотографировать брошенные части лунного модуля «Аполлона».

Опыт советских «Луноходов» пригодился только на Западе

О Луне вспоминают люди, менее всего склонные к широким жестам и утопическим планам, — бизнесмены. Для них Луна — не «красное словцо» на первых страницах газет; для них Луна — чрезвычайно выгодное предприятие. Целый ряд фирм уже разработал конкретные планы финансирования коммерческих лунных экспедиций, которые обещают окупить все расходы.

Наибольшую активность проявляют фирмы «LunaCorp» и «Applied Space Resources» (ASR). План последней так прост, что, вполне возможно, сбудется. Она намерена запустить на Луну зонд, собрать коллекцию камней и доставить их на Землю, где по кусочкам продать втридорога. Лунные камни пользуются немалым спросом. Это показал, например, аукцион «Сотбис», проведенный в 1993 году в Нью-Йорке. Тогда с торгов ушел камушек, привезенный на Землю астронавтами. Каждый грамм лунной породы обошелся покупателю в 22 тысячи долларов. Семь лет спустя пылинка с Луны — крупица весом в один грамм, — была продана за 30 тысяч долларов. Ее аукционная стоимость в три тысячи раз превысила цену на золото. Известен также случай, когда за один лунный камень заплатили 68 миллионов долларов. Это — абсолютный рекорд подобных покупок.

Прошло более трех десятилетий с тех пор, как люди побывали на Луне (на фотографии: астронавт Эдвин Олдрин). Когда же человек снова вернется туда?

Сбор камней на Луне — дело, проверенное временем. Еще в 1960 — 1970-е годы советские автоматические станции серии «Луна» регулярно доставляли на Землю образцы лунного грунта. Рыночная стоимость этой коллекции равнялась бы сегодня многим миллионам долларов. Однако тогда все это делалось не в коммерческих, а в научных целях. Исследования увенчались рядом открытий. Так, по содержанию радиоактивных изотопов ученые определили возраст лунных пород — он оказался близок возрасту Земли. Выяснили, чем различаются материки и моря на Луне. Отметили, что моря возникли из-за мощных лавовых излияний, вызванных падением небольших астероидов. Оценили, когда образовались крупнейшие лунные моря.

Исследования Луны с помощью автоматических аппаратов достигли своей кульминации в 1970 году, когда советская станция «Луна-17» доставила в Море Дождей «Луноход-1». Через три года в Море Ясности был доставлен другой самоходный аппарат — «Луноход-2». Оба робота исследовали лунный грунт и передали на Землю сотни тысяч изображений.

Однако в то время эти сенсационные экспедиции не были по-настоящему оценены в западных странах, а сейчас их и вовсе забыли у нас. Когда-то мы говорили с соседней планетой на языке новой техники. Теперь разучились «складывать простейшие слова». Наше место заступили другие. На посеянном нами опыте они не прочь пожать плоды. Современные покорители Луны — «конкистадоры лунных концессий» — только мечтают о том, как достичь того, что в СССР когда-то превратилось в рутинную работу.

Американская фирма ASR намерена использовать опыт советской космонавтики, положив его в основу коммерческого предприятия. Как только ей удастся найти спонсоров, она направит на Луну аппараты, оснащенные телекамерами, чтобы определить место, где было бы лучше начать сбор камней. Потом в магазинах сувениров появятся расфасованные пакетики лунной пыли или — «Подари мне лунный камень!» — камешки в золотой оправе: самый романтичный подарок ХХI века.

Руководители фирмы считают, что спрос на экзотические минералы поначалу будет велик. «Стоимость всей лунной экспедиции не превысит ста миллионов долларов, — говорит президент компании Деннис Норрис. — Я думаю, за один раз мы доставим столько грунта, что расплатимся со всеми спонсорами».

Впрочем, стратегия успеха этой фирмы, в конце концов, обречена на неудачу. Сейчас лунный камень дорог потому, что редок. Когда лунной пыли станет, как грязи под ногами, цены на нее обвалятся. Поэтому в ее распродаже преуспеет тот, кто первым начнет и вовремя остановится. Лунная пыль — товар скоропортящийся, как праздничный торт.

Возраст жизни на Луне — четыре миллиарда лет?

Разумеется, есть каста людей, которым лунная пыль будет интересна всегда. Это — ученые. Порой их идеи бывают самыми парадоксальными. Вот, например, где лучше всего искать древнейшие следы жизни на нашей планете?

Как где? На Луне!

Образчики ранней земной коры давно исчезли в недрах планеты. Каждая находка древнейшего камня становится событием. В последние два десятилетия ХХ века были установлены несколько своеобразных рекордов. В конце 80-х годов на севере Канады были найдены образцы породы возрастом 3,96 миллиарда лет. В конце 90-х годов канадские геологи Сэмюель А. Бауринг и Ян С. Уильямс обнаружили там же, на севере Канады, образцы гранодиорита — породы магматического происхождения — возрастом 4,03 миллиарда лет.

Позднее в Австралии были найдены древнейшие из известных минералов возрастом 4,2 миллиарда лет. Наконец, в 1996 году в Западной Гренландии были обнаружены камни, в которых соотношение между изотопами углерода С12 и С13 необычно для неживой природы. Похоже, этот углерод органического происхождения. Возраст камней составил 3,8 миллиарда лет. Возможно, что здесь отыскали остатки древнейшей колонии бактерий, но это лишь предположение.

А что было раньше? Где искать первые страницы «Книги жизни»? Сколько еще придется их искать?

А, может быть, поиски напрасны?

Американский астробиолог Джон Армстронг предлагает радикально сменить направление поиска. Известно, что четыре миллиарда лет назад Луна подверглась «великой космической бомбардировке». Тогда на поверхность ее просыпалось и немало земной породы. Там она довольно хорошо сохранилась.

По результатам анализа этого «лунозема» — камней или пылинок — можно было бы определить, каким был состав земной атмосферы четыре миллиарда лет назад, а возможно, удалось бы и отыскать следы первых живых клеток, населявших когда-то нашу планету.

Где спрятан лед?

Но мы составляем наш бизнес-план все же не для ученых. Мы ищем коммерческих выгод. Если говорить о Луне с этой точки зрения, там найдутся ресурсы поинтереснее. Например, вода.

Нет, вы, конечно, правы, удивившись. Считается, что воды на Луне вообще нет — ни одной капли! А ведь она — ох как! — понадобится при освоении Луны. Вода нужна не только, чтобы пить, умываться и поливать растения в лунной оранжерее, но и для выработки энергии с помощью топливных элементов или синтеза кислорода из лунных пород. Если последнее удастся, то будущие лунные экспедиции получат возможность заправлять свои ракеты прямо на Луне, ведь кислород, наряду с водородом, — важнейший компонент ракетного топлива.

Так что, окажись на Луне вода, она стала бы «жидким золотом». До сих пор все проекты строительства базы или лаборатории на Луне отвергались, когда подсчитывали, сколько надо будет доставить туда воды. В этих цифрах тонула всякая мечта о покорении Луны.

Другое дело, если бы в недрах Луны нашлись запасы водяного льда. Тогда с ее освоением не помедлили бы. Спонсорские деньги быстро бы сыскались.

Если бы нашлись… Астронавтам, бывавшим на Луне, она показалась мертвой пустыней. Однако экспедиции зондов «Lunar Prospektor» и «Clementine» в девяностых годах подтвердили догадку о том, что в недрах планеты может быть водяной лед.

В кратере Айткена на Южном полюсе Луны предполагают найти замерзшее озеро объемом от 60 до 120 тысяч кубических метров. Ведь нашли же лед на Меркурии! По всей Солнечной системе — вплоть до Харона и Плутона — есть водяной лед. Почему Луна должна быть абсолютно сухой?

Лед мог пролежать там миллиарды лет. Вероятно, его занесли кометы, периодически падающие на Луну. Впервые подобную идею высказали еще в 1961 году американские исследователи. По всей Луне кометный лед таял, но в кратерах близ полюсов — как в холодильниках — мог сохраниться до наших дней.

Та же американская фирма «LunaCorp» намерена в скором времени заняться розысками льда в кратерах, лежащих на северном полюсе Луны. «Уже сейчас нашлись спонсоры, — говорит руководитель фирмы Дэвид Гамп, — в их числе два крупных телеканала».

В 2004 году зонд доставит на Луну самоходный аппарат «IceBreaker Rover». Тот спустится в кратер и, пробурив яму глубиной 1,2 метра, займется анализом извлеченной породы. Возможно, он обнаружит в ней куски льда.

Автором этого проекта является известный американский конструктор Уильям Уиттекер. Несколько лет назад созданный им робот «Данте-2» спустился в «один из кругов ада» — в кратер вулкана на Аляске. В 1997 году другая его машина, «Номад» («Кочевник»), самостоятельно совершила поход по чилийской пустыне Атакама, пройдя более двухсот километров. Следующей зимой тот же «Кочевник» бороздил просторы Антарктиды, выискивая метеориты, прилетевшие с Марса. В 2001 году еще один его робот, «Гиперион», курсировал по острову Девон, лежащему в канадской части Арктики. Новое детище Уиттекера — «IceBreaker» — соединит в себе лучшие черты всех трех предыдущих машин, усовершенствует их.

Титанические усилия по добыче титана

Поиск льда на Луне — дело не только научное, но и коммерческое. Если выяснится, что запасы замерзшей воды велики и их хватит для многих колонистов, тогда Луна превратится в один огромный рудник — новую сокровищницу нашей планеты.

По популярной сейчас теории, Луна возникла около четырех миллиардов лет назад, когда Земля столкнулась с планетой размером с Марс. Тогда от нашей планеты оторвался огромный кусок и стал ее спутни-ком — Луной. Раз уж она порождена «из нашего ребра», то содержит те же самые полезные ископаемые, что и земные недра.

Американский зонд «Галилео», запущенный в середине девяностых годов к Юпитеру, показал, что Луна нашпигована рудами металлов. Здесь есть большие залежи железа, алюминия, металлов платиновой группы, а также титана — металла довольно редкого на Земле и потому дорогого.

Последняя новость заинтересовала американскую компанию «Artemis Society». Она намерена — если, конечно, найдет мощных спонсоров — еще до конца этого десятилетия начать подготовку к созданию первой колонии на Луне. Уже на этом этапе можно было бы заработать деньги. Так, проект строительства станции мог бы лечь в основу сценария фильма. Почему бы попутно не продать права на эту идею Голливуду? Эксклюзивные репортажи нынче в моде, мы об этом говорили.

Когда лунная колония будет построена, начнется добыча титана. Что дальше? Будем ждать вереницы ракет, черпающих «по мешочку руды»? Так столетиями назад европейцы слали в южные моря корабли, привозившие пряности, что стоили на вес золота. Не слишком ли дорого обойдется любая руда?

Вот почему в последнее время большой интерес вызывает идея электромагнитной катапульты, которая действовала бы по принципу магнитной железной дороги. С помощью такой катапульты можно было бы переправлять в сторону Земли тонны титана и других ценных металлов. Здесь, на околоземной орбите, эти куски руды собирали бы посланные сюда корабли-челноки.

Другим выгодным проектом, по мнению руководителей фирмы «Artemis Society», мог бы стать космический туризм. С самых первых полетов на Луну надо брать пассажиров. Уже строительство Международной космической станции показало, что без прихотей меценатов — людей, которым деньги не дороже сентиментального взгляда на Землю со стороны, — в космосе, покинутом «политическими игроками», не обойтись. В планах коммерческих фирм — наладить постоянное сообщение с Луной, отправляя туда богатых пассажиров. Через несколько лет по этому маршруту «бизнес-классом» могли бы летать туристы, променявшие на Луну Мальдивы, почти не переплачивая при этом.

По расчетам, пилотируемый полет на Луну для начала обойдется в полтора миллиарда долларов. Цифра кажется огромной, но в промышленности и не такие деньги гуляют. Так, оборудование плавучей платформы для добычи нефти в открытом море тоже обойдется в такую сумму. Сейчас лишь в Северном море — несколько сотен подобных платформ. Когда пахнет — не обязательно, нефтью! — крупной прибылью, тогда сразу находятся спонсоры.

На Луну притязает третья сила

В шестидесятые годы программа «Аполлон» немало выиграла от борьбы двух сверхдержав. Тогда, чтобы доказать американское превосходство в космосе, никаких денег было не жаль. Перед славой все деньги меркли. Теперь другая ситуация. Теперь ничего никому не надо доказывать. Так неужели, кроме предполагаемых спонсоров да добытчиков титана, никому не нужны полеты на Луну? Неожиданно в затихший спор сверхдержав вмешалась третья сила.

Некоторое время назад Европейское космическое агентство (ESA) оценило перспективы таких полетов. Выяснилось, что они не так уж плохи. Политики, например, и теперь не прочь украсить пыльные дорожки Луны своими флагами и вымпелами. Так что на финансирование можно надеяться.

Лунная программа ESA рассчитана на двадцать лет. Первые десять лет понадобятся на разработку новых технологий. Успехи «Аполлона» — это прошлое космонавтики. Теперь лунные победы надо планировать заново — с учетом всех чудес техники, явленных нам в последнюю четверть века.

И вот начинается вторая часть программы. В течение десяти лет два раза в год на Луну будут отправлять очередную партию астронавтов. Их транспортом станет корабль-челнок. На Луне вырастет своя колония с жилыми модулями, лабораториями, цехами и складами. Строения будут собраны из таких же модулей, что и МКС. Планируется соорудить электростанцию и наладить добычу кислорода из лунной породы. Всего за десять лет на Луне побывают 80 человек. Они доставят туда до 25 тонн груза.

Подобные планы окрыляют ученых. Сколько экспериментов можно провести в невесомости за эти годы! К тому же, как ни велик размах этих планов, цена их все же приемлема. По расчетам, на эту программу придется выделять каждый год по 2,5 миллиарда долларов.

Разумеется, ни одна страна не осилит такой проект в одиночку. Тут будет кстати опыт создания МКС. Космос — не зона влияния США, России или Японии. Космос, как Антарктида, — наша общая территория, которую, как мы убедились в последние годы, надо осваивать совместно. Для этой цели было создано «Lunar Exploration Society» (Lunex) — «Общество исследования Луны». В него вошли достаточно известные люди, например, ученые из NASA и ESA, а также бывшие астронавты. Их задача — убедить космические ведомства разных стран в том, что пора совместными усилиями осваивать Луну.

Председатель этого общества Бернхард Фоинг работает в Европейском центре космических исследований и технологий в Нордвийке (Нидерланды). Он руководит проектом «SMART-1» — первым проектом общества «Лунекс». В октябре 2003 года небольшой зонд «SMART-1» вместе с двумя японскими зондами облетит Луну и исследует ее с помощью рентгеновских и инфракрасных зондов. Позднее он высадит на Луну несколько самоходных аппаратов, которые примутся ее изучать.

Итак, планируется, что после 2015 года на Луне появится постоянная база астронавтов. Возможно, ряды международного общества пополнят космонавты из Индии и «тайконавты» из Китая. Ведь обе эти страны заявили недавно, что хотят запускать в космос пилотируемые корабли. Быть может, со временем они тоже направят на Луну своих посланцев…

«И отправятся они — штурманы и военные, механики и купцы, естествоиспытатели и писцы, ремесленники и слуги, — чтобы обжить ту далекую страну, которую открыли несколько авантюристов, посланных прежде королем, и вослед флагу монаршьему укрепить в неведомой стране башни и мастерские, построить города и рудники». Так начиналась эпоха колониальных захватов. Так начинается эпоха колонизации последней, ближайшей к нам terra incognita -Луны неизвестной.

Викинги мечтают стать колумбами

Нейл Армстронг и другие американские астронавты, покорявшие Луну, были, на самом деле, чем-то вроде викингов, которые тысячу лет назад побывали в Америке, даже поселились в ней. Но лишь после плавания Колумба, замечает Бернхард Фоинг, Новый Свет был, действительно, открыт. Отныне Америка стала неразрывно связана с европейской цивилизацией».

Пока мы слишком далеки от того, чтобы вслед за Колумбом открыть Новый — лунный — свет. Пока мы — викинги. При случае мы можем добраться до Луны, взять на память несколько камешков — «ценных слитков» — и вновь вернуться на родину. Для нас Луна пока так же непригодна для жизни, как для горстки викингов — огромная Америка. Их губили индейцы и непривычный климат. Нам придется сразиться лишь с климатом, но какой же это непомерный враг-великан! Мир без воздуха и воды, мир вечной пыли, где бросает то в пекло, то в мертвящий мороз.

Многое из того, о чем рассказано в статье, наверняка увидят еще на своем веку Нейл Армстронг и другие астронавты, покорявшие Луну. Взоры ученых и политиков после десятилетий затишья вновь обращены к Луне. Со временем мы станем свидетелями того, как они начнут сбываться…

Начнут сбываться, если, конечно, аварии космических кораблей или международные кризисы не заставят нас на какое-то время отказаться от покорения Луны — занятия не самого дешевого. До сих пор космонавтика развивалась потому, что соображения престижа оказывались выше критерия выгоды.

Времена меняются на глазах. Следуя режиму экономии (см. «Знание — сила», 2002, № 10), руководители НАСА намерены отдать исследование Луны на откуп частным коммерческим фирмам. Не случайно нам пришлось так тщательно перебирать возможные резоны, что побудят эти фирмы развивать космонавтику. А вот на новую государственную «лунную программу» в тех же США все труднее рассчитывать. Престиж давно завоеван. Пришло время думать о реальных целях космонавтики. Так ли нужно сейчас пребывание человека на орбите и участие его в лунных экспедициях? Недавняя авария «Шаттла-Колумбии» дала властям повод и вовсе прекратить на некоторое время дорогостоящие пилотируемые полеты.

Россия, другой лидер мировой космонавтики, в ближайшие годы, очевидно, будет заниматься лишь строительством МКС и поддержкой ее в рабочем режиме.

Теперь завоевывать престиж будут другие страны. Очевидно, что, наряду с частными фирмами, лунную гонку возглавят именно эти новички космонавтики. Специалисты полагают, что к концу десятилетия вперед может вырваться Япония. Свои лунные программы есть также у властей Индии и Китая. В частности китайцы намерены доставить к 2010 году на Луну свою собственную экспедицию на корабле «Шэньчжоу» («Божественное судно»). Возможно, первый пилотируемый полет китайского корабля состоится уже в этом году.

А вот что будет, когда угаснет энтузиазм и кончатся лишние средства у этих неофитов космической веры? Нам остается лишь с надеждой следить за первыми, пока еще робкими попытками коммерческого освоения космоса. Ведь только прямая выгода позволит продолжать и даже расширять исследования. Иначе первый же мировой экономический кризис заставит нас на какое-то время отказаться от полетов в космос, как климатический кризис позднего средневековья — вековое похолодание — помешал викингам осваивать Америку.

2003 — 2010 годы: запланированные лунные экспедиции

* 2003: старт «Smart-1» (Европейский Союз). Зонд с ионным двигателем. Займется картографированием лунной поверхности. Стоимость: 100 миллионов евро.

* 2003: старт «Trailblazer» (США). Коммерческий зонд фирмы «Transorbital». Предназначен для проведения фото- и видеосъемки Луны. На окололунной орбите пробудет месяц.

* 2003: старт «Lunar-A» (Япония). Спутник оборудован двумя измерительными зондами, которые будут сброшены на поверхность Луны для измерения ее температуры и колебаний грунта.

* 2005: старт «Selene A» (Япония). Спутник займется картографированием лунной поверхности.

* Не ранее 2006: старт «Selene B» (Япония). Высадка робота на Луну. Пока проект находится на стадии разработки.

* 2007 (?): (Индия). Научно-исследовательский лунный зонд. Проект пока не одобрен индийским парламентом. Стоимость: около 125 миллионов долларов.

* 2010 (?): (Китай). Старт корабля «Шэньчжоу» и высадка экспедиции на Луну. Начало строительства лунной базы. Подробности проекта хранятся в секрете.

* После 2010: «Robotic Village» (Европейский Союз). Строительство автоматической станции на южном полюсе Луны. Роботы подготавливают заселение станции человеком.

Адреса в «Интернете»:

Европейское космическое агентство
Международная космическая станция
«LunaCorp»
«Lunex»

Александр Голяндин



См. также:
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Тенты для автомоек Пример наших работ. Тенты для грузовиков. Тенты для грузовых машин.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005