Методические материалы, статьи

Куда исчезли хетты?

Они бросали вызов великому египетскому правителю Рамсесу II. Они заключили первый в истории мирный договор. Они покорили большую часть Передней Азии. Со своими политическими противниками они обходились на удивление мягко, щадя их жизнь и отправляя в изгнание. Три тысячи лет они пребывали в забвении и вот — возвращаются. Открытие Хеттской державы стало одним из важнейших событий в археологии ХХ века. В XV — XIII веках до новой эры это была величайшая держава Ближнего Востока. Еще бы! Первое государство, созданное индоевропейцами!

Бог Грозы города Хаттусы,
господин мой, и вы, боги, господа мои, так все совершается…

Из молитвы царя Мурсили
(пер. Вяч. Вс. Иванова)

Вот и южный берег Турции

Хаттуса. Львиные ворота, XIII в. до н.э.

я — в любопытстве веду карандашом по карте: на север, вдаль от туристского шума, к другому побережью. Карта археологическая, турецкая, и потому значки монументов, руин, раскопок — а Малая Азия испещрена ими — задерживают мое внимание. Читаю: Hattusa… Столица Хеттского царства! И помнится мне, что полтысячи лет хетты владели всей Малой Азией, а потом исчезли, «слиняли в три дня», как заметил бы В. Розанов. Их след — мой маршрут, думается мне. Их тайна — мое заглядывание в книги с надеждой хоть что-то понять.

Добро пожаловать в Хаттусу!

«Плоскогорье Малой Азии, — писал английский хеттолог Оливер Герни, — в известном смысле является продолжением русской степи». Местный климат суров. Летом степь выжигает солнце, зимой на нее обрушиваются снегопады, и дует северный ветер. Недаром греки, даже поселившись в Синопе или Трапезунде, старались не удаляться от побережья, чтобы в любой момент сесть на корабли и бежать из дикого края.

Когда в 1905 году историк Хуго Винклер из Берлинского университета, получив по почте подарок — клинописную табличку на незнакомом языке, отправился в турецкую деревушку Богазкёй, где ее нашли, он и представить себе не мог, в какой глуши окажется. Ориенталисту решительно не нравилось на Востоке. Днем было слишком жарко, ночью холодно. Он жаловался на клопов на постоялых дворах, на «ужасные лошадь и седло». «Как можно жить в этом диком крае?» — ворчал немецкий профессор.

19 октября 1905 года Винклер, в первый раз осмотрев руины невдалеке от деревни, увидел участок, огороженный каменными стенами. Чуть дальше по склону взбирались циклопические стены, стояли огромные камни, ворота с каменными львами — целый город, давным-давно покинутый. В поперечнике он достигал километра, по античным меркам это был очень большой город.

Не мешкая, Винклер взялся за раскопки, а уже через три дня начались проливные дожди. Надо было срочно покидать Богазкёй. Его переполняла радость: он вез с собой тридцать четыре таблички с таинственными письменами. Небывалая удача!

Летом 1906 года раскопки продолжились. Однажды Винклеру принесли табличку, написанную на хорошо знакомом ему аккадском языке: «Договор Рамсеса, возлюбленного Амоном, великого царя страны Египетской, героя, с Хаттусили, великим царем, правителем страны хеттов, своим братом… Превосходный договор мира и братства, дающий мир… до вековечности». Из тьмы веков выступил могущественный правитель, диктовавший свою волю фараону, сражавшийся с ним и разделивший с ним почти весь известный тогда мир.

Это был звездный час Хуго Винклера. Во все времена подлинники подобных документов хранились лишь в царских архивах, а архивы — в столицах. Значит, он открыл столицу державы, давно исчезнувшей с карты мира, столицу страны хеттов. Так над домишками деревни Богазкёй вознеслась тень великого города — Хаттусы…

Так, значит, добро пожаловать в Хаттусу! И тут же — кровь, огонь, удары мечей, стоны и крики, царский дворец, пожираемый огнем… Так исчез их народ? Так погибла Хаттуса около 1200 года до новой эры?

Всего за несколько десятилетий до этого Хеттская держава была на вершине своего могущества. Трудно представить, что вскоре эта процветающая цивилизация внезапно исчезнет, почти не оставив следа в памяти других народов.

Когда наконец Хаттусу нашли и начались раскопки, археологов удивило, что им почти не встречались предметы из золота и серебра, украшения из драгоценных камней, статуи. Город был дочиста разграблен врагами? Нет, скорее, эвакуирован. В последние годы ученые лишь укрепились в этом мнении.

Может быть, все-таки Хаттуса постепенно пришла в упадок? И сами хетты во главе с царем покинули ее, вывозя оттуда все самое ценное? Они покидали город не в спешке. Переезд был тщательно спланирован. Вопрос только: «Куда?» Куда была перенесена хеттская столица около 1200 года до новой эры?

Да, говорит немецкий археолог Юрген Зееэр, «все находки свидетельствуют, что Хаттуса постепенно пришла в запустение». Сожженные здания были пусты еще до пожара. «Хаттуса потеряла статус столицы еще до падения Хеттской державы».

Но что за причина массового исхода?

Известно, что в конце ХIII века до новой эры в царской семье после двух с половиной веков затишья возобновились династические споры. Придя к власти, Суппилулиума II (последний известный нам царь хеттов) потребовал от сановников принести ему клятву: «Я буду защищать лишь потомков моего господина Суппилулиумы. Я никогда не поддержу другого человека». Археологи нашли не одну такую табличку.

Тем временем в северных районах страны начался голод; набеги каскеев, племен, живших в горах, лишь ухудшили ситуацию. И наконец, из-за массового переселения племен и народов в конце бронзового века изменились торговые пути. Начавшийся распад империи нельзя было остановить. И хеттский царь с подданными покинул столицу.

Турецкий археолог Экрем Акургал так реконструирует происходившие тогда события. Когда Троя пала, для фракийских племен, населявших Балканский полуостров, открылся путь в Малую Азию. И последствия их вторжения следует признать катастрофическими. Цветущая страна превратилась в пустыню, и вплоть до становления Фригийского царства в VIII веке до новой эры на этой территории не было ни одного города: прежние лежали в запустении, а строить новые было некому.

Вот и «добро пожаловать»! А хозяев и след простыл. Царь сложил вещи, запер дворец и храмы и отбыл в неизвестном направлении. До сих пор никто не знает, куда. Так — пропажей царя и двора — кончилась многовековая история Хеттской державы. Великих властителей Востока ждали тридцать веков забвения.

Империя? Царство? Федерация?

По меркам того времени, хетты не были жестокими. У них, подчеркивал Оливер Герни, «полностью отсутствовала страсть к пыткам и насилию, которая так явно проглядывает в победных анналах ассирийских царей». Побеждая врага, они не попирали его; покоряя, не истребляли. Они правили твердой рукой, но дипломатично, так, чтобы жители завоеванных земель уважали новых правителей, повиновались им, но не из страха.

Завоеванных земель… Я напрасно разглядываю карту и читаю надписи возле значков руин, раскопок, монументов. Нет хеттских городов — стерты временем и не найдены человеком.

Это подтверждают и специалисты. Мы слишком плохо знаем географию Малой Азии бронзового века. Историки называют около 1400 хеттских городов, известных им из текстов. Археологи же не могут показать на карте и дюжины городов. Они не расширяют зону поисков. Выходит, археологическое открытие Хеттской державы — задача ХХI века.

А ведь это было могущественное царство, и простиралось оно от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Оно поглотило когда-то сильное царство Митанни, подчинило Северную Сирию, колонизовало западную окраину Малой Азии и граничило с владениями Египта.

Завоевательная политика хеттов была необычной для того времени. Соседей они стремились присоединить с помощью дипломатии, а не оружия, заключая договоры с их элитой. Немецкий историк Ева Канцик-Киршбаум называет такую политику «гениальной»: она «требовала минимальных затрат, а значит, была экономически очень выгодна». Именно так были присоединены Каркемиш, Тархунтасса, Алалах, Угарит и Хальпа.

Миролюбием проникнуты и хеттские хроники. «Хетты отмечали прежде всего, какими средствами они пытались уладить назревавший конфликт, какие переговоры вели с противной стороной», — пишет другой немецкий историк, Франк Штарке. И если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу».

Хетты не требовали с покоренных земель непомерной дани, чаще всего не покушались даже на суверенитет — договор предусматривал, что прежний царек по-прежнему оставался у власти, а в будущем гарантировалась передача власти законным наследникам. Аннексированная территория теряла право лишь на проведение независимой внешней политики, да и то не всегда.

Таким образом, держава хеттов вовсе не напоминала восточную деспотию, где монарх правил единолично, а была, скорее, федерацией, где царь исполнял обязанности президента, была чем-то вроде «Соединенных Штатов Азии» древнего мира. Хеттское царство действительно было устроено по… федеративному принципу.

И еще привлекательная черта: хетты очень серьезно относились к договорам, заключенным с соседями. Если договор будет нарушен, страшно было для них не то, что обиженный царь начнет войну, а то, что боги, перед ликом которых клялись, могут отвернуться от бесчестного правителя и тогда на страну обрушатся беды. Когда небесный порядок нарушен и боги оскорблены, тогда вершится страшное: «Сын убивает отца, брат губит брата, и истребляет себя всякая плоть и кровь».

Потому тексты договоров хетты почитали как святыню. Их высекали на табличках из серебра, золота, железа, хранили в храмах, а в дворцовые архивы отправляли копии на глиняных табличках — именно они и дошли до нас.

Когда царь был первым среди равных

Хеттский царь и его секретарь, II половина VIII в. до н.э.

Особенно примечательно, что правитель аннексированной территории — «новой федеральной земли» — заключал договор не с хеттским царем, а со «страной хеттов». Очевидно, что у хеттов — опять же впервые в истории — возобладала идея верховенства государства над фигурой конкретного правителя. Царь не правит страной, а служит ей — таков очевидный смысл этого юридического оборота.

После сказанного уже не вызывает удивления, что первая известная нам конституция также появилась в стране хеттов. Именно этим словом — «конституция» — можно назвать указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), реформировавший систему передачи власти в стране, детально описавший действующие органы управления и четко разграничивший их полномочия:

1. ЦАРЬ — символ единения страны;

2. ТУЛИЯ (совет старейшин), куда входили братья и сыновья царя; они исполняли обязанности министров, были советниками, командовали армией;

3. ПАНКУС (собрание воинов). Первоначально панкус представлял собой лишь собрание членов рода, но постепенно в это собрание стали входить как высшие сановники, так и воины.

Власть в стране хеттов принадлежала всему царскому роду, а не одному лишь монарху. Члены панкуса занимали ключевые посты в управлении страной. Царь был primus inter pares, первым среди равных. На заседаниях панкуса решались вопросы управления страной, и «правители присоединенных федеральных земель, — отмечает Франк Штарке, — были равноправными членами этого собрания».

Панкус был еще и своего рода древнейшим «конституционным судом». В случае чьих-либо провинностей — преступных речей или прегрешений перед божеством — царь испрашивал мнение панкуса, прежде чем судить преступника. Это же собрание решало в спорном случае вопросы престолонаследия.

Панкус напоминал германский тинг. Подобный институт был в то время (XVII — XVI века до новой эры) совершенно неизвестен на Древнем Востоке. Разграничение полномочий, предложенное царем Телепину, успешно прошло проверку временем, сохраняясь в Хеттской державе в течение последующих трехсот лет, вплоть до ее падения.

Но почему хетты были так не похожи на окружавшие их народы? «Увы, мы не знаем… — говорит Ева Канцик-Киршбаум. — Мы не погрешили бы против истины, сказав, что хетты — это «народ тысячи идей». Не много ли удивительных традиций? И все-таки упомянем еще две.

Хетты были «народом тысячи богов»

Такое название за ними закрепилось с легкой руки археологов. Хетты одинаково уважительно относились к своим и чужим богам. У них наблюдался и «духовный федерализм». Многих своих богов они заимствовали у других народов, прежде всего хаттов (древнейшего населения Малой Азии) и хурритов (это народ, создавший государство Митанни, одну из крупнейших держав мира в середине II тысячелетия до новой эры). Сейчас подобную духовную открытость мы наблюдаем, пожалуй, лишь среди приверженцев индуизма — древнейшей религии, созданной индоевропейцами.

…ET CONTRA: но сколько все-таки богов было у хеттов? Стоит ли доверять расхожей фразе «народ тысячи богов»? В лучшем случае, пишет немецкая исследовательница Маргарита Римшнайдер, ученые могут насчитать несколько сотен. Да и из известных нам божеств большинство представляют собой местные разновидности одних и тех же.

У хеттов не было календаря

Хеттские летописцы никогда не сообщали точные даты. Их «таблицы о мужественных деяниях» царей пестрят пометками «на следующий год». Но с какого года вести отсчет? Долгое время хеттская хронология «висела в пустоте». Хетты не отсчитывали события своей истории от определенного момента времени и — в отличие от других народов — не отмечали время правления своих царей. Если бы у хеттов не было соседей, мы вряд ли установили бы, когда существовали сами хетты.

Греки сохранили традиции хеттов?

Ядром Хеттской державы на протяжении всей истории была Малая Азия. Уже в бронзовом веке Малая Азия играла особую роль в мировой истории. На ее побережье скрещивались два важнейших торговых пути древности: морской, что вел из Эгейского моря в Черное, и сухопутный — из глубин Азии на Балканы. Здесь соединялись Восток и Запад, европейские новации сливались с новшествами, принесенными из Месопотамии и Ближнего Востока. Местные жители впитывали новые идеи, развивали, совершенствовали их, обменивались ими с жителями соседних стран. Отсюда новаторские идеи проникали в Микенскую Грецию.

Позднейшие религиозные культы Малой Азии, несомненно, несут на себе отпечаток хеттских ритуалов. Некоторое время — вплоть до начала новой эры — еще сохранялся и хеттский язык. На нем говорили на западе и юге Малой Азии, от Карии до Киликии. Хеттские мотивы исподволь проникли в сочинения греческих поэтов, в сказки и легенды местных народов и распространялись по всему свету. Как писала Маргарита Римшнайдер, «многое из того, что мы считали подлинно греческим, будь то лира певца или султан на шлеме воина, засвидетельствовано уже в позднехеттских рельефах. Не внешнее сходство важно, но оно подает знак. С лирой по свету странствует песня, со шлемом — бог войны».

Так в какие же странствия пустились хетты, покинув столицу? Известно, что после распада Хеттского царства на юго-западе и юго-востоке Малой Азии образовались три новые державы, притязавшие на роль хранителей векового наследия: Каркемиш, Тархунтасса и Мира. Здесь хеттские традиции сохранялись вплоть до VIII века до новой эры. Сюда из северных областей Малой Азии бежало множество хеттов.

К сожалению, сохранилось слишком мало текстов, относящихся к эпохе сирийско-хеттских городов-государств, и почти все, что мы знаем об истории хеттов в ту эпоху, мы узнали из ассирийских анналов.

Мы даже не знаем, куда именно переехала хеттская столица. Нет ни одного письменного упоминания об этом событии. Архивы позднейших хеттских царей не найдены. И где их искать? Археологи не сумели даже найти столицу царства Мира. Не знают они и расположение столицы Тархунтассы. Где находился Каркемиш, известно, но вести раскопки невозможно из-за политической ситуации в регионе. Древний город оказался на границе Турции и Сирии; на его территории пролегает минное поле.

Тысяча лет хеттской истории погребена под руинами одной из этих столиц. А может быть, разгадки многих тайн хранит некий другой архив, лежащий в любом районе Турции? Приходится уповать лишь на случайную находку.

Вместо послесловия

Итак, путешествие закончено. Следы хеттов найдены. Как? Благодаря письму — чудесному способу запечатлевать и великие события, и обыденную жизнь.

В последние три десятилетия чтение хеттских текстов стало привычным делом. Удалось прочесть уже более двадцати тысяч клинописных табличек, найденных в одной лишь Хаттусе. Это стало подлинным открытием хеттской цивилизации. Еще несколько тысяч табличек отыскали при проведении раскопок в других хеттских городах Малой Азии.

Мы знаем не так уж мало. Цены на скот и украшения. Мы знаем, что градоначальник хеттского города был обязан следить за тем, чтобы ворота были заперты на ночь и никто не разводил открытый огонь. Мы знаем, что жрец, «ежели он возлежал ночью на ложе со своей женой», на следующее утро был обязан пройти очистительную церемонию. Мы знаем, что предметы, приносимые в жертву богам, хетты должны были передавать жрецу или его домочадцам, дабы те сами распорядились ими, причем жертвенные дары категорически запрещалось продавать. Мы знаем порядок проведения религиозных праздников (а они исчислялись десятками). Мы знаем многочисленные заклятия и молитвы, текст которых позволяет проанализировать психологию хеттов. Знаем способы лечения болезней, названия кушаний и напитков, методы приручения лошадей. Мы могли бы даже командовать царской гвардией: нам известно, где и какие караулы выставляются во дворце, кто сопровождает царя, когда он покидает дворец. И знаем, что должен делать часовой, если, охраняя царя, почувствует, что его желудок переполнен.

Все это нам поведали клинописные таблички.

Быть может, никогда — вплоть до новейшей истории человечества — люди не любили так много писать по самым разным поводам, как в бронзовом веке; никогда не изобретали столько алфавитных систем; никогда не составляли столько библиотек. Похоже, мы отыскали пока лишь малую часть из написанного тогда.

Двадцать тысяч текстов Хаттусы открыли нам мир удивительной цивилизации. Однако многие документы еще ждут своего открытия. Археологам XXI века предстоит найти архивы и других хеттских городов.

Пять самых знаменитых памятников Хаттусы

1. БИБЛИОТЕКА. Вплоть до открытия архива в Эбле именно библиотека Хаттусы считалась древнейшей в мире. Она находилась в царской крепости, возведенной на вершине скалы. Здание ее было двухэтажным и достигало 32 метров в длину. На этом месте найдены тысячи глиняных табличек и их фрагментов. Первоначально они («книги») стояли на деревянных полках. Особые таблички указывали названия книг, стоявших на полках. Имелись также каталоги.

2. ХРАМ. Все постройки города меркнут на фоне крупнейшего храма Хаттусы — храма бога Грозы и богини Солнца Аринны, двух главных божеств хеттского пантеона. Его план, как и весь план Хаттусы, выдает любопытное своеобразие хеттской архитектуры — весь город, как и отдельные здания, возведен совершенно асимметрично. Даже главный вход в храм расположен не посредине одной из стен, а смещен в сторону.

В отличие от греческих храмов, в хеттском были окна, и днем он освещался солнечным светом. Возможно, в глубокой древности хетты поклонялись своим богам на открытом воздухе и молиться в полумраке у них было не принято?

3. СТЕНА. Хаттуса располагалась в горах среди скал и ущелий, представлявших собой естественное укрепление, заметно отличаясь от других древневосточных «мегаполисов». Археологи считают ее самым неприступным городом Древнего Востока.

Хаттуса была обнесена циклопическими стенами, сложенными из громадных камней (длиной до двух метров) неправильной (полигональной) формы, прилегавших друг к другу без строительного раствора. Подобные стены были и в Микенах.

Высота стен Хаттусы, построенных уже к 1400 году до новой эры, достигала шести метров, а ширина — восьми метров. Вероятно, над ними была возведена еще надстройка из сырцового кирпича, но она не сохранилась. Крепостные стены Хаттусы состояли из двух расположенных рядом стен, промежуток между которыми был засыпан щебнем и камнями. Другие города хеттов также были окружены подобными стенами. Экрем Акургал справедливо называл хеттов «лучшими строителями крепостей на Древнем Востоке».

Особенно хорошо Хаттуса была укреплена с юга, поскольку южный склон плато был пологим. Северный круто обрывался вниз, образуя естественную защиту.

4. ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА. В крепостной стене было несколько ворот. Хорошо сохранились лишь Восточные (Царские) и Западные (Львиные). С обеих сторон ворота были защищены прямоугольными башнями, их можно реконструировать по имеющимся изображениям. Наиболее известны Львиные ворота. Их охраняют два сидящих льва. Правый сохранился почти целиком, левый сильно поврежден. Своими открытыми пастями они отгоняют от города злые силы.

5. ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ. В различных частях Хаттусы были устроены огромные подземные хранилища зерна. Так, во время раскопок 1990-х годов было найдено зернохранилище, запасов которого хватило бы, чтобы прокормить в течение года 30 тысяч человек. Здесь еще лежало несколько тонн обугленного зерна.

Три хеттские традиции, которые мы привыкли считать греческими

ОБРАЗ ЗЕВСА. Число известных нам хеттских мифов пока невелико, но и эти немногие подчас поразительно напоминают более поздние греческие. Вот одна из версий мифа о Змее Иллуянке. Он победил бога Грозы и отнял у него сердце и глаза. Чтобы отомстить Змею, бог взял в жены дочь бедняка и родил от нее сына. Повзрослев, тот женился на дочери Иллуянки. А бог Грозы напутствовал сына: «Когда придешь в дом жены, потребуй у них мое сердце и мои глаза». Так и случилось. Ему их отдали. Когда бог Грозы вернул себе прежнее обличье, ему удалось победить Змея Иллуянку.

В греческой мифологии известна история противоборства Зевса и змееподобного Тифона — ужасного стоглавого чудовища. В борьбе с ним Зевс лишился сухожилий на руках и ногах, но его сын, бог Гермес, вернул их отцу.

МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ БОГОВ. В хеттском мифе «О царствовании на небесах» действует Кумарби — хурритский отец богов. На небе поочередно царствуют боги Алалу, связанный с нижним миром, и Ану. Могучий Кумарби, склонившись у ног Ану (от шумерского «Ан» -небо), «стоял перед ним, словно стольник, еду ему подавал» (пер. В.В. Иванова). Девять веков миновало, и Кумарби восстал.

Этот миф удивительно напоминает «Теогонию» древнегреческого поэта Гесиода. Там поочередно царствуют Гея (Земля) и Уран (Небо). Могучий Крон свергает Урана и порождает бога-громовержца Зевса, а тот, в свою очередь, побеждает отца. Можно предположить, что и хеттский миф (его концовка нам не известна) тоже заканчивался победой бога Грозы над могучим Кумарби. Обнаруженное сходство убеждает, что греческий миф о происхождении богов, вероятно, имеет хурритское происхождение, а Зевс-громовержец, прежде чем вознестись на Олимп, успел в другом обличье поцарствовать в стране хурритов и Хеттской державе.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ. Оливер Герни тщательно исследовал хеттский и греческий (гомеровский) погребальные ритуалы. Выяснилось, что у них много общего: «1) тело сжигается; 2) погребальный костер тушат, заливая напитками; 3) кости окунают в масло или обкладывают жиром; 4) кости заворачивают в льняную ткань или в дорогие одежды; 5) их кладут в каменное помещение; 6) совершают тризну». В Греции этот погребальный ритуал появляется лишь по окончании Троянской войны.

Три самые странные гипотезы, связанные с хеттами

В одном из хеттских мифов описано извержение вулкана Санторин. У хеттов есть миф об исчезновении бога Телепину. Без него начались бедствия. «Облака пыли застлали окно, дым заполнил дом, огонь в очаге был погашен, боги задыхались [в храме], овцы задыхались в овчарне, быки задыхались в хлеву… Увяли растения. Деревья увяли и не пускали побеги. Засохли луга, пересохли источники. В стране начался голод, люди и боги умирали».

Не напоминает ли это, как писал немецкий исследователь Иоганн Леман, извержение вулкана? Возможно, миф отразил событие, случившееся около 1520 года до новой эры сравнительно недалеко от страны хеттов, — катастрофическое извержение вулкана на острове Санторин. «Оно породило волны невероятной высоты, — отмечал греческий геолог Ангелос Галанопулос. — Эти волны затопили берега Восточного Средиземноморья, полностью разрушив все города и селения по всему Эгейскому побережью».

Троянская война была греко-хеттской войной.

В конце концов греки потеряли Милет. Тогда они попытались завоевать плацдарм в другой части полуострова — в Трое (Вилусе/Илионе). Этот богатый, цветущий город давно привлекал их внимание. Они устремились в поход.

Может быть, навстречу им двинулась армия хеттов? Быть может, война греков и троянцев на самом деле была войной греков и хеттов? Историки отмечают несколько любопытных стихов «Одиссеи»:

«Так, Эврипила, Телефова сына, губительной медью
Он [Неоптолем. — А.В.] ниспроверг, и кругом молодого вождя все кетейцы
Пали его» (ХI, 519 -521).

В этих стихах «кетейцы» — хетты, а их вождь Эврипил — сын Телепину («Телефа»), чье имя было распространено среди хеттов, и Астиохи, сестры троянского царя Приама. Эти строки означают, что племянник царя Трои командовал армией хеттов и погиб, защищая город. Кому ж доверить эту армию, как не хетту? Кто ж тогда его дядя, Приам? Хетт или их союзник?

Среди «кетейцев» больше всего грекам знакомы были жители Вилусы -Трои. Поэтому они могли всех хеттов звать «троянцами», как в наши дни всех выходцев из бывшего СССР зовут «русскими». Великое Хеттское царство ученые отыскали всего сто лет назад и долго удивлялись, как прочно оно было забыто. А может быть, его никогда не забывали, помня под именем Трои? Тень пограничного города накрыла целое царство…

Хетты стали немцами.

Почему же в Малой Азии после падения Хеттской державы не осталось хеттов? Куда они исчезли? За сто лет исследований появлялись самые неожиданные версии. Вот одна из них. Ее изложил на страницах книги «Хетты. Народ тысячи богов» Иоганн Леман. Для этого он обратился к давнему прошлому германцев.

Римлянин Тацит, описывая германские племена, упомянул и хаттов: «Этот народ отличается особо крепким телосложением, сухощавостью, устрашающим обликом, необыкновенной непреклонностью духа. По сравнению с другими германцами хатты чрезвычайно благоразумны и предусмотрительны… И что совсем поразительно и принято лишь у римлян с их воинской дисциплиной, больше полагаются на вождя, чем на войско».

Это германское племя жило между реками Рейн и Везер, там, где сейчас лежит федеральная земля Гессен. Конечно, созвучие имен выглядит простым совпадением. Может ли древний культурный народ, потерянный в Малой Азии, тысячу лет спустя объявиться среди диких германских племен? Гипотеза кажется надуманной. Но есть некоторые факты.

Археологи давно находят в Европе изображения бога, восседающего на быке. Их встречают по берегам Дуная и Рейна и даже в Англии и Италии. Особенно много таких находок сделано в Анатолии — хетты любили изображать бога Грозы, главного своего бога, именно в такой позе. Если теснимые «народами моря» хетты скрылись на Балканах, а оттуда направились в Центральную Европу, где со временем растворились среди соседних племен, то они не могли не взять с собой в путь единственную надежду и опору — фигурки своих богов.

В конце концов, полудикие греческие пастухи, которых встречали путешественники пару столетий назад, тоже ничем не напоминали наследников эллинской мудрости, как и неприметное племя хеттов — потомков народа, основавшего великую державу бронзового века.

Александр Волков



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
компрессорный блок Винтовой воздушный компрессор от компании Дилекс можно купить тут. Dileks-air.ru - Винтовые блоки, ремкомплекты, запчасти, расходники для воздушных компрессорных установок в Москве. Все права защищены, ООО "Дилекс", г. Н. Новгород.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005