Методические материалы, статьи

На Пасху солнышко радуетца

Пасха, как ни банально звучит, праздник весенний. Понятно, что многие его атрибуты (даже признанные Церковью) связаны не с православием, а с традиционными верованиями. Например, крашенные яйца никак не связаны с христианским преданием, а связаны с архаическими представлениями о жизни: яйцо символизирует нарождающуюся жизнь (мертвый предмет, из которого рождается живой птенец), а именно это особенно актуально в момент весеннего пробуждения природы, и именно Пасха и соседствующие с ней праздники воспринимаются как отправная точка этого процесса. И верба на нашей территории не случайно заменила собой пальму — это первое дерево, подающее признаки жизни ранней весной. С той же темой связаны и многочисленные приметы на Пасху (см. ниже). И чисто практическое: сеять яровые культуры начинали через три недели после этого праздника. Поскольку церковный смысл праздника Пасхи большинству неизвестен и непонятен, а архаическое значение некоторых ритуалов забывалось, появляются легенды, объясняющие сложившийся обычай.

Само событие, которому посвящен праздник, описывается в следующих легендах:

Когда Христос воскрёс на кресте, когда его вот приковали-то, а потом с креста-то снели, да его погребли [?], а он воскрёс-то, так вот Христос-от идёт, а они Пасху празднуют в субботу, евреи, вот. Дак когда Господь когда воскрёс, вот все знали, что он всем сказал, что всем скажите, что я воскрёсну. И вот идёт он по деревне-то, а евреи-те сидели, аккурат в двенадцатом часу, ужинали. Вот господь-от идёт, а дитёнок на улице бегаёт. А вот он еичко-то красно несёт, да и говорит парнишечку-то этому: «Вот, говорит, дитя моё, зайди и скажи своим родителям, — ну, его евреи убили дак, — что вот Христос воскрёс». Что ейцо-то покажет, так они, может, и поверят. Вот-от парень-то зашёл в избу-то, а оне сидят, петуха едят, — ну, жарен петух, заколот, — вот они едят это яйцо-то, этот зашёл с ейцом-то, а оне и спрашивают: «Где ты взял это еичко?» А он говорит: «А Христос воскрес». — «А как Христос воскрес? Христос на кресте роспят, а Христос где воскрес?» А он опеть повтореет: «Мне, гврит, Христос воскресь дал это еичко, крашёно». А вот отец этот и говорит: «А вот, говорит, когда на этой тарелке петух вспорхнётси, да закукорекаёт, дак вот мы тогда поверим, что Христос где воскрес». И вот он только проговорил, а петух вспрхнулся и вот аккурат в двенадцать-то часов как петушок запел вот в двенадцать часов, так вот… это еичто так и дают… А он ведь сколько ходил, слышал, кто чего говорит, под окнами-то, а эти сидели да и разговаривали, что его убили, да и распели вот…

Запись сделана от Бабкиной А. И., 1926 г.р., с. Лядины

Слыхала, что петух как святой, што скукорекал петушок, дак Исус-то Христос пробудился, дак петуха и всё. Вот примерно скукорекал петух в двенадцать часов и всё надо ложиться спать и всё затихло. [Каждый день?] Да, да, всегда. [Он Христа разбудил?] Нет, он уж как святой петушок. Когда разбойники вот Исуса-то Христа распяли, пришли сели за стол и петуха-то принесли, што как зажарен петух. Вот говорят, што Исус Христос уйдёт с распятья, а один разбойник говорит: «Как это уйдёт. Он распятен. Вот петух зажарен, дак куда уйдёт?» Говорят петух вдруг склотыхнулся, захлестал этими вот, крыльями и скукорекал. [Жаренный?] Да, жаренный, вот из этово света и и дорожат петушком-то. [Какие разбойники распяли Христа?] Да там какие были разбойники, оне поймали да вели через ветки в Благовещенье-то. Так оне поймали-то Исуса Христа и убили, распятили. А потом уж ён и воскрес-то. [От них Христос не прятался?] Да как не прятался. Вон в книгах-то этих божественных. И ён убегал. А тут как эти ученики какие-то были, дак ево ученики как-то спасли да вели через какие-то ветки. Вот эта вербушка-то в Вербноё воскресенье-то, вот вербушками-то святыми, шо Исус Христос шёл через вербушки-те, ученики какие-то вели ево от разбойников-то, оне подкидывали ему под ноги вербушки. [Его ученики спасли?] Дак оне-то и спасли и ён потом и воскрес.

Запись сделана от Фалиной Е. С., 1928 г.р., с. Кречетово

Умерший в пасху или накануне, считался праведником:

Кто заслужил — тот ведь и в раю, нам не попасть, нет. Это надо уж ой-еёй — в рай попасть, это рай, райские врата. Вот это могут в рай попасть стары девы. И оне, которы богомольные, и они, вот эти стары девы, которы она уж сама себя хорошо вела, оне вообще умирают даже вот в Христов день, в Пасху, около двенадцати часов. Надо Христа встречать, они в ту пору умирают. Стары девы, они это уж в рай попадут. Они прямо в райские врата. Но не все, не все девы. Дев много разных. Вот у нас была одна дева. Ей звали Анной — она вот моя подруга, она попала, вот сколько уж ей — тринадцать годов, как она умерла, и вот аккурат — я всё не верила, и она вот тоже была стара дева — она такая работящая была, ей никто не любил, но она это в Бога верила (…) и заболела, она заболела в марте, а в двенадцать второго апреля была как раз Пасха, накануне сестра прибежала, да говорит: «Ой, да тётя Нюра, у меня Аннушка звала». Что, Аннушка, я пришла, она — да подойди, подойди сюда — я чево? — а прочитай мне воскресну молитву (…). Ну я и прочитала Воскресну молитву. Она так стала таять, таять, таять, а я — а ещё слыхала — говорю — давай, Маша — двенадцать часов я пойду, да Христа встречу на крылечке-то. Я только вышла на крыльцо — она кричит — подь-ты — она умерла, как раз двенадцать часов (она при жизни всем помогала) (…). И ещё была там в нашей деревне, звали тоже старушка, тоже так умерла на Пасху, на Пасху.

Запись сделана от Поповой А. П., 1924 г.р., с. Лядины

К этому празднику особенно тщательно мыли дом:

С Пасхой начинали уборку дома всегда в начале недели… Раньше мылись потолки, мыли стены в домах в деревне вот, каждая хозяка старалась выстирать всё бельё, окна мыли — уже рамы выставляли двоные, мыли окна — и в четверг эта работа вся заканчивалась, потому что четверг назывался Чистый четверг. Уже там в четверг ничево не делали.

Запись сделана от Куценко А. Ф., 1941 г.р., с. Нокола

К Паске моют когда, вот дак и говорили: «Белая лебедь в дом». Это значит помыли, дак белая лебедь. Кто-то пришёл, моют ещё: «Белая лебедь вам в дом».- «Спасибо», «благодарю».

Запись сделана от Калитиной К. В., 1929 г.р., с. Нокола.

В Пасху всегда примечали, как всходит солнце и какая в этот день погода:

[На Пасху] солнце взоходит и примечают — как солнце ярко взаходит, играет, значит — лето будет хорошее, а как плохо — дак худое лето, это туманное солнышко, нет солнца.

Запись сделана от Никоновой К. Е., 1924 г.р., с. Нокола

Солнышко играет. Оно так переметывается, переметывается. Играет солнышко поутру, трепещется. Как будто йоно беспокоица. Только в Христов день выстанет солнышко, вот и глядят, как как трепещется солнышко.

Запись сделана от Фединой Е. М., 1911 г.р., с. Хотеново

На Пасху солнышко радуетца, оно такое огромное, колыхалося вверх — вниз, вверх — вниз.

Запись сделана от Швецовой Т. П., 1937 г.р., с. Орлово

Я знаю примету — вот если на Пасху — например такой вот Пасха день будет — такое и лето будет. Если пасмурно, значит будет лето дождливое, пасмурное, холодное, если такая ясная — год будет лёхкий, если солнечный дёнь будет. […] А если, например, от — туманное, серое — это значит уже всё — год тяжёлый для людей будёт.

Запись сделана от Зуевой К. И. 1937 г.р., с. Казаково

В Пасху строго-настрого было запрещено работать:

В праздники вобще не работали. Раньше, вобще… И бабушка вот говаривала, расказывала: дед был не набожный, её муж. Он был такой, грубый голос, но был очень добрый душой, работящий, дак вот он, она всё расказала, дедко всё ево звала, дедко, грит, пошёл, чё-то пуговица отняла у рубахи, а то ведь рубах-то сколько раньше было, чево там, по рубахе, по две, дак, он, грит, решил пришить пуговицу, утром, не знаю, в какой там, в Пасху или Троицу, утром вот, в праздник. Я, грит, сказала: «Дедко, не пришивай», а он не послушался, и пошёл, говорит, во двор, а ево, грит, бык и разбодал, рубаху-то всю и порвал. Она верила в то, что он пришил невовремя.

Запись сделана от Дьяченко А. А., 1933 г.р., с. Ухта

Более того, даже готовить угощение к праздничному столу старались в ночь с субботы на воскресенье, в сам праздник готовить запрещалась. Это объясняли такой легендой:

[Когда готовили к Пасхе еду?] Ночью. Вот с вечера, вечером фсегда топили к Паске. Вечером и готовили. Там этов двинацать часов Христос воскрес, вот свечку зажигают к иконке, ставят, ну вот и а утром уш ничево не делали, печи не топили. [Почему не с утра?] Почему не с утра — дак не знаю. Мы тоже наслышаные, от этого, што Исуса-то Христа распяли в Страшну субо… эту, на Страшной нидили вить? Вот он воскрес через три дня. И в Паску-ту, как раз вот утром ребята выбежали, а он шол, Исус-от Христос, вот катал из снегу катышки, и ребятам-то бросал: «нате вот, Христос воскрёс, бежите домой и говорите, што «Христос воскрес», “Христос воскрес”», — и вот ребята-те бежали, што, фсё и говорили, што «Христос воскрес», нам вот яичек дал, «Христос воскрес». А фсе родители: «Што, как воскрес! Он умер, а как он воскрес!» Вот. И стали вот, а мать Исуса-то Христа пикла блины. И она поглядела в окошко — ребята-те бежат, да кричат, она поглядела в окошко, што «как Христос воскрес», — сын-от, сын воскрес, а блин-то сгорел в пече, и вот она: «Будь проклят тот, кто в этот утро топит печь». Вот так. Это ни топят. Кто уш как верует, так тот и не топит. А кто не верует, дак тот топит. [Катышки — это яйца?] Стали яйцами. Он снежок катал, а стали яйцами. И вот в Паску-ту и яица красят-то и христосаюцы. [Как?] А вы рази што ль не знаете? Вот я те скажу, што «Христос воскрес», ты мне в ответ скажешь: «Воистину воскрес». [Каким цветом яйца красят?] Дак кто каким красит, мы красим дак вот лукову кору — вскипятим, дак у ш в луковой коре и красим.

Запись сделана от Вороновой Л. С., 1925 г.р., с. Абакумово

В Пасху в городе устраивали ярмарку, на которую собирались люди из разных деревень:

[На Пасху крашеными яйцами бились?]

[ОВМ:] Это… ну… били — это раньше празники… празники, ак маленькая была, а у нас в городе базар тут был недалёко веть… Ну тут это… этих ейиц привезут мешками из деревён. Сани. На санях приедут, всяких игрушек наделают, всяки свистульки тамо где, утушек, петушков, там куколок всяких, всево-всево-всево наделают. Всё это… вот таки бучки [высокие корзины] стоят плетёные из берёсты — полно этих игрушек накладено. Ребятишки бегают — вот-то и давали игрушки безо всяких денек. Вот. А яица, вот придут два мужика или там чё… отберут и… эта… хозяин яиц берёт это яицо, тому и другому даёт: кто сколько может с им выбить. Кто мало, а кто не одново. Тожо. А вот я не знаю, как они били… Ну бить-то били, но задаром ли как — я тоже не знаю.

[ОАГ:] Конешно не задаром: если ты пробил, я одаю яицо и всё. […] Я с отцом ходил на базар, отец бил.[ОВМ:] Накрасят… всяких…

[ОАГ:] Ой, он много: карманы мне, карманы, понимаэш, я ищё с корзинкой маленькой — много набьёт.

[ОВМ:] Денек не брали.

[ОАГ:] Нет, каки деньги! Ты пробил, а я забираю яицо и всё.

[ОВМ:] Игрушек всяких… матрёшек всяких наделают… этово, а денек не брали. Ребятишки бегают — какая понравица игрушка, ту и берёш [нрзб.]

[Это на Пасху?] Ну.

Запись сделана от Окуловой В. М. (ОВМ), 1938 г.р. и Окулова А. Г. (ОАГ), 1932 г.р., с. Абакумово

А в деревнях в Пасху и на Святой неделе ходил крестный ход по домам:

[Что такое Пасха?] Святая Пасха. Исус Христос воскрес. [А что это значит?] Дак как было чёто такое, потом вдруг его воскрес он, плащаница выносят, он был там, В плащанице погореблён, а потом: Христос воскресе, воскрёс Христос, смертью смерть поправ, исущим во горбе живот даровав. Это в церкви поют. А Господь знает. Ну и вот Исус Христос, из мёртвых вышел. [На Пасху можно было спать?] -А кто как. Кто дак и не спит. Раньше ведь по деревням ходили со крестами. Да, из церкви, вот идёт свяшченник, дьякон, попадья и ещё двое и вот ты уже знаешь, первый праздник у нас был там, вот где церковь в Ильино. А второй день у нас — Попадьино и Низ, наша деревня. Вот они со крестами, навешаны иконки, ходят-приходят, ставят, а ты уже стол накрыла, наварила яиц, кулебяшку небольшую испекёшь, пироги, раньше вот этих плюшков не стряпали, раньше заспинные пироги да картофные [картофные]. [Заспинные?] Да из ячменной муки, да; да пшённики. Наложишь всё, рыба есть, рыбник наваришь. Вот они приходят, прославят и в каждый дом зайдут. И в каждом доме такой стол. Так сзади две монахи ходят дак эки корзины полные наберут. Да вот пироги то эти со стола все они берут, которые на стол что положишь, они это всё добирают. [Яйца красили?] Да, обязательно. [Яйцами бились?] Ну, гулянка, гулянье было на мосту у нас, дак в решето яйца у кого мужики бойкие в решето яйца складут и пойдут на мост биться. [Мужики?] Да, женщины не пойдут.

[А скорлупу куда?] Курочкам. [Зачем?] А куры съедят и всё. [А святили яйца?] А чем святить?

Запись сделана от Силиной Т. И., 1919 г.р., с. Ухта

Первый день после Пасха Богородица называется. Раньше, говорят, с Богоматерью ходили попы по избушкам. Дак уж йих встречали, полотенца да утиральники тут весили. Они заходят, так стол ставят, скатерти застилали. Они отпоют молитву да пошли.

Запись сделана от Таракановой Е. В., 1924 г.р., с. Нокола

Скатерть, которая лежала на столе в «Богородицу», используется в медицинских целях:

Если ребенок водливой [кричит по ночам], скатеркой со Христова дня [скатертью, которой на Пасху накрывали стол, за которым угощали участников крестного хода] закрывали: в печке попашут [подметут] и на скатерку. Тая, которая в головах, спрашиват:

— Чёво пашошь?

— Злую злодейку — полуношницу.

— Паши ладом, чтобы не было ни ныне, ни потом.

Вяжут помелья из еловых веток.

Запись сделана от Одинцовой А. Г., 1912 г.р., с. Калитинка

Считается, что после Пасхи Христос до Вознесения ходит по земле, и с этим связан такой запрет:

Не плёвать за окно, окна не открывать, туда, за окно не плёвать, ничёво не выливать, вот только… после каково празника. Там Исус Христос ходит у окон, Он подслушиват, и в доме штобы было… не было скандалу, потому што Он ходит подслушиват. [А если будет скандал?] Так Он выслушат, так потом больше наказывает хозяев-та. [Он ходит] от Христова дни до Вознесенья — шесть недиль. [Видеть Его нельзя ] просто так говорят, опасаются.

Запись сделана от Клочевой А. А., 1920 г.р., с. Нокола

В подборке использованы материалы фольклорного архива лаборатории фольклора ИФФ РГГУ.

Андрей Трофимов

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По хорошей цене эстрадная акустика по вашим рекомендациям.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005