Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 1.

Карта — это уменьшенное обобщенное изображение Земли или ее части, других планет или небесной сферы, на плоскости с помощью условных знаков по математическим законам, объективная модель географического объекта. Любая карта содержит составные элементы: градусная сеть, условные знаки, масштаб.

Образовательные функции карты определяются следующим:

Карта служит главным средством наглядности в географии. Она позволяет создавать образы, которые непосредственному обозрению недоступны. Хорошо зная условные обозначения и правила построения карт, можно четко представить особенности рельефа какой-либо территории, какого-либо процесса (например, рельеф Кавказских гор, реконструкция палеорельефа, деятельность ледников и т.д.).

Главная функция карты — отражение сведений о размещении географических объектов на земной поверхности. Такие сведения необходимы людям всех профессий. В этом отношении карта — незаменимое средство познания: «это альфа и омега географии» (Л. С. Берг). В школе приобретаются навыки использования карт для получения представлений о размещении географических объектов и их различных характеристик.

Карта с ее условными знаками дает характеристику объектам, изображенным на ней, их состояний, движений и развития (карты динамики береговой зоны). Чтение карты развивает способность учащихся к диалектическому мышлению, мышлению большими категориями и является основой хорошего знания географии.

Карта выполняет важную психолого-педагогическую роль — организует мышление, способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Эту роль карта выполняет и в школе, и позднее в жизни каждого человека.

Способствует развитию познавательных способностей, воображения, памяти, наблюдательности, развивает пространственное географическое мышление.

Классификация учебных карт осуществляется по территориальному охвату, содержанию и масштабу.

По территориальному охвату различают карты: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей и районов.

По содержанию карты подразделяются на общегеографические и тематические. Общегеографические карты делятся на крупномасштабные (топографические карты 1:200 000 и крупнее), среднемасштабные (от 1:250 000 до 1:1 000 000) и мелкомасштабные карты (мельче 1:1 000 000). Тематические карты подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические). Школьные карты включают все виды карт, но содержание и оформление их делается доступным для учащихся, что достигается ограничением и специальными приемами изображения. Для младших классов карты схематичнее, красочнее и несут меньшую нагрузку, чем в старших классах.

К общегеографическим школьным картам относятся физическая карта полушарий, тематические карты мира и отдельных материков, физические карты материков и их частей. Школьные географические карты издаются сериями (например, тематические карты мира, материков — политические и физические и т.д.).

К тематическим картам России и мира относятся: климатическая, природных зон, карта растительности, почвенная, геологическая и полезных ископаемых, плотности населения, путей сообщения, отраслевые карты промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

По способу использования в учебном процессе все школьные географические карты делятся на стенные и настольные.

Стенные карты используются главным образом на уроках для изложения нового материала. Они обычно выполняются довольно значительного размера, должны быть достаточно четки и ясны. Контуры берегов, русла рек генерализируются и проводятся утолщенными линиями, раскраска карт более яркая, отчетливо выражена разница между горами, низменностями, морями и сушей. Карта должна быть красивой и привлекательной. Низменности обычно ярко-зеленые, коричневые — горы и высокие плоскогорья. Способ штриховки дополняет изображение рельефа. Для средней школы существуют в настоящее время карты России: физическая, политико-административная, климатическая, почвенная, растительности, народов и экономическая — все в масштабе 1:5 000 000 и другие карты. Немые (контурные) стенные карты, как правило, применяются для проверки знаний номенклатуры.

Д. Финаров



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
установка унитаза цена отзывы
Участок в коттеджном поселке челябинск посмотреть.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005