Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 1.

Карта — это уменьшенное обобщенное изображение Земли или ее части, других планет или небесной сферы, на плоскости с помощью условных знаков по математическим законам, объективная модель географического объекта. Любая карта содержит составные элементы: градусная сеть, условные знаки, масштаб.

Образовательные функции карты определяются следующим:

Карта служит главным средством наглядности в географии. Она позволяет создавать образы, которые непосредственному обозрению недоступны. Хорошо зная условные обозначения и правила построения карт, можно четко представить особенности рельефа какой-либо территории, какого-либо процесса (например, рельеф Кавказских гор, реконструкция палеорельефа, деятельность ледников и т.д.).

Главная функция карты — отражение сведений о размещении географических объектов на земной поверхности. Такие сведения необходимы людям всех профессий. В этом отношении карта — незаменимое средство познания: «это альфа и омега географии» (Л. С. Берг). В школе приобретаются навыки использования карт для получения представлений о размещении географических объектов и их различных характеристик.

Карта с ее условными знаками дает характеристику объектам, изображенным на ней, их состояний, движений и развития (карты динамики береговой зоны). Чтение карты развивает способность учащихся к диалектическому мышлению, мышлению большими категориями и является основой хорошего знания географии.

Карта выполняет важную психолого-педагогическую роль — организует мышление, способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание. Эту роль карта выполняет и в школе, и позднее в жизни каждого человека.

Способствует развитию познавательных способностей, воображения, памяти, наблюдательности, развивает пространственное географическое мышление.

Классификация учебных карт осуществляется по территориальному охвату, содержанию и масштабу.

По территориальному охвату различают карты: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей и районов.

По содержанию карты подразделяются на общегеографические и тематические. Общегеографические карты делятся на крупномасштабные (топографические карты 1:200 000 и крупнее), среднемасштабные (от 1:250 000 до 1:1 000 000) и мелкомасштабные карты (мельче 1:1 000 000). Тематические карты подразделяются на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические). Школьные карты включают все виды карт, но содержание и оформление их делается доступным для учащихся, что достигается ограничением и специальными приемами изображения. Для младших классов карты схематичнее, красочнее и несут меньшую нагрузку, чем в старших классах.

К общегеографическим школьным картам относятся физическая карта полушарий, тематические карты мира и отдельных материков, физические карты материков и их частей. Школьные географические карты издаются сериями (например, тематические карты мира, материков — политические и физические и т.д.).

К тематическим картам России и мира относятся: климатическая, природных зон, карта растительности, почвенная, геологическая и полезных ископаемых, плотности населения, путей сообщения, отраслевые карты промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.

По способу использования в учебном процессе все школьные географические карты делятся на стенные и настольные.

Стенные карты используются главным образом на уроках для изложения нового материала. Они обычно выполняются довольно значительного размера, должны быть достаточно четки и ясны. Контуры берегов, русла рек генерализируются и проводятся утолщенными линиями, раскраска карт более яркая, отчетливо выражена разница между горами, низменностями, морями и сушей. Карта должна быть красивой и привлекательной. Низменности обычно ярко-зеленые, коричневые — горы и высокие плоскогорья. Способ штриховки дополняет изображение рельефа. Для средней школы существуют в настоящее время карты России: физическая, политико-административная, климатическая, почвенная, растительности, народов и экономическая — все в масштабе 1:5 000 000 и другие карты. Немые (контурные) стенные карты, как правило, применяются для проверки знаний номенклатуры.

Д. Финаров



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005