Методические материалы, статьи

Приемы работы с географическими картами. Часть 2.

Настольные карты — альбом карт (вкладка) приложение к учебнику, карты атласа и текстовые карты учебника. Во время урока учащиеся работают одновременно со стенными и настольными картами, поэтому их соответствие по содержанию и условным обозначениям имеет большое методическое значение.

Карты, согласованные с соответствующим текстом учебника, в отличие от вкладных, представлены обычно тематическими — физическими и экономическими — картосхемами. Топографические карты крупного масштаба применяются в качестве пособия для ознакомления учащихся со способами изображения рельефа, растительности, рек, озер, населенных пунктов и других объектов. В качестве настольного картографического пособия применяется учебный географический атлас. По каждому классу имеются общие для всей страны учебные атласы, а также ряд местных учебных атласов. По своему содержанию карты атласов соответствуют содержанию учебников. Но в атласе дается дополнительный справочный материал.

В преподавании географии используются контурные карты, которые содержат контуры материков и островов, морей и океанов, озер, рек и государственные границы стран, но без названий. Масштаб их обычно соответствует вкладным картам учебника. Контурные карты используются для упражнений учащихся в классе и дома, а также в контрольных целях.

Особенности работы с картой на уроке. Начало работы — представление карты учащимся: название карты, ее назначение; название масштаба карты; условные обозначения. Определение географических координат и направления; проекция и ее особенности (для VII класса); определение размеров на карте некоторых объектов. (Например, длина Ладожского озера — 200 км; Каспийского моря — 1000 км; озера Байкал — 600 км.) Сколько километров расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы, Красноярска, Владивостока. Такого рода задания необходимы для пространственных представлений и ориентации.

Учитель должен показать, как правильно стоять у карты (лицом к свету, указку держать за конец). Как правильно показывать объект: города, реки, острова, полуострова, государства, дороги и т.д.

Обучение чтению карты. В работе с картой цель состоит в том, чтобы научить учеников понимать карту и читать ее.

Процесс обучения учащихся чтению карты очень продолжителен и начинается еще в начальных классах. В начальных классах развиваются пространственные представления. Проводится знакомство с планом местности, картами России и полушарий, с глобусом. Прививаются навыки черчения простейших планов предметов (книг, коробок и пр.), планов класса, школьного участка. Школьники учатся читать план местности. Эти работы проводятся в виде практических под руководством учителя. Особенности карты раскрываются в VI классе путем сопоставления ее с планом, что сделано на практических занятиях.

В VII классе вводятся новые карты: физические, политические и климатические, карты природных зон. Здесь уже указывались особенности изменения масштаба, в зависимости от проекции.

Дальнейшее понимание карты обеспечивается при изучении курса физической географии России. Учащиеся знакомятся с неизбежностью искажений на карте (расстояний, направлений, площадей).

По сложности можно выделить три вида (или ступени) чтения карты.

1. Элементарное чтение карты заключается в уяснении свойств объекта по его внешнему виду. Например, на карте — это Уральские горы, это Африка и др. Такое чтение характерно для учащихся начальных классов и подобно освоению азбуки.

2. Сложное чтение состоит в умении делать на основе карты суждение о свойствах предметов, которые выражены рисунком и умении воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов на земной поверхности. Например, Уральские горы вытянуты с севера на юг по 60° в.д.

3. Творческое чтение — третья ступень (вторая стадия по А. В. Даринскому), когда учащиеся учатся истолковывать карту и вскрывать взаимосвязи, выявляя такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны. Например, учащиеся на основе анализа физической карты и изображенных на ней песков, соленых озер и оросительных каналов, сделали вывод, что здесь жаркий и засушливый климат.

Д. Финаров



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
лучшая реклама изучи Купить аддералл в Москве, balkan

купить диплом ВШЭ Высшей школы экономики
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005