Методические материалы, статьи

Принципы русской орфографии. Часть 1.

Научить писать грамотно на родном языке — первостепенная задача общеобразовательной школы. Орфографический навык формируется, по убедительным данным физиологов и психологов, в течение не менее десяти лет. Долгие годы своего существования и начальная и средняя школа была ориентирована на орфографическую грамотность ученика как на самую главную ценность предмета «Русский язык». Поэтому сегодня это самый разработанный раздел методической науки: методике орфографии и пунктуации посвящены многочисленные диссертации, методические рекомендации и учебные пособия — от дидактических материалов до игровых упражнений. Одновременно следует признать, что обучение орфографии — это и самый трудно осваиваемый раздел, не поддающийся прогнозируемым результатам: с каждым годом выпускники средней школы показывают все более низкие баллы по итоговым диктантам. Ученые-методисты, исследовавшие данную проблему, выяснили, что успех освоения правописания во многом зависит от того, как формируются орфографические умения в начальных классах.

Мы уже говорили, что возраст младшего школьника (6-10 лет) самый сензитивный, т.е. имеющий максимальный потенциал для обучения и развития, воспитания и формирования важных жизненных навыков. Поэтому именно в начальной школе закладываются основы орфографического и пунктуационного навыка и от успешности освоения элементарных правил зависит дальнейшее успешное освоение школьником русского (родного) языка.

Орфография (от греч. orthos — правильный и grapho — пишу) и пунктуация (от лат. punctum — точка) — это раздел науки русистики, в котором зафиксирована совокупность правил, устанавливающих единообразие способов передачи речи на письме. Подразделы орфографии — это большие группы правил, связанные с различными видами трудностей в переводе слов из устной речи в письменную.

В русской орфографии выделяются следующие подразделы:

  • правописание значимых частей слова (морфем) — корней, приставок, суффиксов, окончаний;
  • слитное, раздельное или дефисное написание;
  • употребление строчных и прописных букв;
  • правила переноса слов;
  • графические сокращения слов.

В русской пунктуации знаки препинания имеют две функции:

  • разделительную (одиночные знаки): точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, многоточие;
  • выделительную (парные знаки): запятые, тире, скобки, кавычки.

В I-IV классах учащиеся знакомятся со знаками препинания практически, т. е. с такими условиями постановки, как точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятая между однородными членами, не соединенными и соединенными союзами а, и, но. В этот же период происходит пропедевтика изучения пунктуации в средней школе, поэтому обходить стороной другие знаки препинания нецелесообразно, тем более что при чтении текстов они играют важную роль в осмыслении его содержания.

Каждый подраздел орфографии характеризуется определенными принципами. Принцип — это своего рода механизм, который позволяет тому, кто хорошо понимает его устройство, правильно использовать его применительно к своей сфере деятельности. Если учитель понимает суть принципов русской графики, он сможет эффективно их использовать для формирования у детей орфографического навыка.

Принципы орфографии — это языковые закономерности, лежащие в основе одного или нескольких правил.

Е. Антонова



См. также:
Доставка воды в городе Жуковский
Шоу на детский праздник - организация и оформление
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
рефрижератор хендай грузовой У нас со скидками газовые баллончики для самообороны всем без проблем.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005