Методические материалы, статьи

Принципы русской орфографии. Часть 2.

Фонетический принцип позволяет использовать правило «как слышится, так и пишется», т.е. отвечает за точный перевод услышанного звука в букву: ему подчиняются слова, не имеющие трудностей в написании, например: луна, шар, стул. Этому принципу соответствует правило правописания приставок на -з/-с (например: рассказать, но разговор; рассмотреть, но разглядеть; измерять, но исследовать; бесполезный, но безвестный), правило изменения начального гласного в корне после приставки на твердый согласный (предыстория, розыгрыш и т.п.). В этих правилах есть свои сложности для восприятия младших школьников, и, поскольку на начальном этапе обучения письму важно привить детям навык проверять слово перед его написанием, правила, опирающиеся на фонетический принцип («как слышится, так и пишется»), изучаются в V классе.

Фонематический принцип обеспечивает одинаковое написание букв, обозначающих фонемы, которые могут оказаться как в сильной, так и в слабой позиции. Как известно, фонемы — это языковые единицы, представленные рядом позиционно чередующихся звуков. Например, слово стол в начальной форме пишется по фонетическому принципу, т.е. как слышится. Но вот его формы столы, {на) столе и т.п. вызывают затруднения, так как гласный в корне оказывается безударным и слышится неясно. Фонема — это лингвистическая абстракция, которая позволяет объяснить правописание разных звуков при помощи одной и той же буквы. Одна буква применяется на письме для обозначения одной фонемы, у которой есть варианты — звуки, стоящие в слове либо в сильной позиции (это значит, что он ясно слышится и нет проблемы его правильно записать), либо в слабой позиции (это значит, что он неясно слышится и, прежде чем выбрать букву для написания, его следует проверить, поставив в сильную позицию в одной морфеме). К фонематическим правилам относятся многие из тех, которые изучаются в начальных классах: правописание безударных гласных в корне, согласных на конце слова и в середине, разделительных ъ, ь.

Морфологический принцип заключается в требовании единообразного написания морфем независимо от их произношения: по дорожке (окончание сущ. 1-го скл., ед.ч., Дат.п.), к известиям (слышится ы в начале слова), ворота (полногласие/неполногласие), к зубрам (озвончается к).

Многие ученые-лингвисты, замечая сходство фонематического и морфологического принципов, объединяют их в морфонематический принцип. Действительно, русская графика опирается на фонему, которая имеет смыслоразличительную функцию и тем самым «сохраняет» морфему как единицу, имеющую свое значение и форму. Например, в слове шубка в середине звучит [п], который является фонемой [б] в слабой ее позиции. Одновременно корень данного слова -шуб- сохраняет свой письменный облик во всех его однокоренных словах и их словоформах независимо от слабой или сильной позиции фонемы [б]: шу[б]а, в шу[п]ке, шу[б']ейка, полушу[б]ок, без полушу[п]ка и т.п.

Традиционный (или исторический) принцип влияет на закрепленное традицией написание слов: традиционные написания надо запоминать (чаща, жить, чудо, собака, аппарат, калач, парашют и т. п.). В начальных классах этот принцип диктует требование обращать большое внимание на так называемые словарные слова, правописание которых следует запоминать.

Дифференцирующий принцип написания разграничивает на письме омонимы — слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения и в связи с этим — разное написание: туш (музыкальное приветствие; м.р., 2-е скл.) — тушь (краска; ж.р., 3-е скл.), орёл (птица) — Орёл (город в России), Бордо (город во Франции) — бордо (цвет), полоскать (белье) — поласкать (ребенка).

Е. Антонова



См. также:

Интернет-магазины сантехники и их преимущества
Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Выбирайте: песок кварцевый строительный, песок для фильтров, кварцевую крошку и т. д.. В настоящее время нашими специалистами разработан подбор цветов по каталогу RAL. Теперь и у нас есть возможность предоставлять окрашенный кварцевый песок.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005