Методические материалы, статьи

Проверка и оценка результатов обучения. Часть 1.

Значение проверки и оценки результатов обучения. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии учебной деятельности учеников. Без «обратной связи» учитель не может успешно управлять учебной деятельностью учащихся. Вместе с тем проверка имеет не только контрольную, но и одновременно обучающую и развивающую функции. Во время ответов учащиеся переосмысливают учебный материал и приводят его в логическую систему, развивая при этом воображение, анализ и синтез. Полученные во время проверки результаты обучения являются одним из основных критериев качества образования.

Традиционные и новые подходы к оценке результатов обучения. В советское время существовали единые школьные программы по географии для всей территории СССР, в которых был специальный раздел «Требования к знаниям и умениям». В этих программах (включая программу 1990 г.) было четко сформулировано, что должен знать и уметь учащийся после изучения каждой крупной темы. В программах были даны рекомендации по оценке знаний и умений учащихся. Учитель выставлял учащимся разовые оценки за устные ответы при индивидуальной проверке знаний, при закреплении знаний, за домашние задания, за письменные ответы и за выполнение работ на контурных картах. Могли быть выставлены оценки за хорошее «оппонирование».

Учитель должен всесторонне оценивать знания и умения по объему и качеству, а также форме изложения. Что значит: выяснить объем знаний? Это значит выяснить их полноту: весь ли программный материал они усвоили, могут ли показать на карте всю географическую номенклатуру, не пропустили ли чего важного и существенного, всеми ли программными умениями и навыками овладели, знают ли учащиеся главный материал. Необходима мотивировка оценки знаний. Учитель должен кратко отметить положительные и отрицательные стороны ответа и указать ученику, на что обратить внимание, а затем выставить оценку.

Четвертные оценки учитель определяет на основе учета всех разовых оценок, но не выводит как среднее арифметическое. Необходимо учитывать изменение знаний на протяжении четверти. На основе четвертных оценок ставятся годовые. Преимущество имеют оценки за III и IV четверти.

Такие критерии оценок знаний и умений учащихся по географии сохранялись и применялись учителем до настоящего времени.

В 90-е годы прошлого столетия система среднего образования перестала быть единой, и появились новые типы учебных заведений (гимназии, технические лицеи и частные школы). В связи с этим возникла необходимость стандартизации образования. Была проведена работа по созданию стандартов образования.

В 1993 г. был опубликован «Временный государственный стандарт» Образовательная область «Земля». В этом документе имеются два уровня требований: описание содержания географического образования, а также минимальные требования к подготовке учащихся.

Процесс познания учащимися рассматривается в качестве вида деятельности. Поэтому в стандарте предусматривается оценка следующих действий учащихся — результатов обучения:

  • называть или показывать;
  • определять (измерять);
  • описывать;
  • объяснять;
  • прогнозировать.

В рамках указанных действий учащиеся одновременно должны овладеть умениями общеучебного характера (наблюдать, анализировать факты, формулировать гипотезу и др.).

Рассмотрим примеры некоторых действий учащихся:

1. Называть или показывать: виды горных пород, источники питания рек, месторождения полезных ископаемых и др.

2. Определять (измерять): азимут, географическое положение объектов, размещение отраслей хозяйства и др.

3. Описывать: погоду в циклонах и антициклонах, миграционные процессы и др.

4. Объяснять: влияние теплых и холодных течений на климат, изменение природы под воздействием человека и т. д.

5. Прогнозировать: изменение природных объектов под воздействием человека, темпы роста народонаселения и т. д.

Д. Финаров



См. также:

Услуги типографий для бизнеса
Услуги по установке и обслуживанию бытовых кондиционеров
Летние детские лагеря в Подмосковье: где провести незабываемые каникулы
Услуги профессиональных электриков
Онлайн-курсы для школьников по развитию финансовой грамотности
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Пейнтбол в Санкт-Петербурге(СПб) Пейнтбол представляет собой спортивную игру, принцип действия которой построен на мгновенных огневых контактах между соперничающими группами на ограниченном участке местности или же закрытой площадке. Пейнтбол пришел в Россию из-за рубежа, отсюда и его название (в переводе с английского paintball обозначает «шар с краской»).

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005