Методические материалы, статьи

Проверка и оценка результатов обучения. Часть 2.

В 2004 г. был опубликован проект «Стандарт основного общего образования по географии. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» (Учительская газета, 27.01.2004 г.). В стандарте определены цели изучения географии: освоение системы географических знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов; воспитание любви к своей местности, своему району и своей стране; применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней.

Приведены основные источники географической информации: глобус и карга; природа Земли и человек; материки, океаны, народы и страны (страноведение); природопользование и геоэкология; география России. При анализе содержания этих источников информации выясняется следующее. В рубрике «Природа Земли и человек» много внимания уделяется вопросам истории освоения Земли и заселения ее человеком и основным оболочкам Земли: литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере и географической оболочке. В «Страноведении» предусматривается изучение населения мира, мировых религий, а также природы материков и океанов. В «Географии России» выделены разделы о природе, населении и хозяйстве, а также география своей республики (края, области). В «Природопользовании и геоэкологии» предусматривается изучение истории взаимодействия человека и природы, природных ресурсов и правил поведения человека в природе.

Существенное отличие нового стандарта 2004 г. состоит не только в содержании школьной географии, что выразилось прежде всего во введении новой рубрики «Природопользование и геоэкология». Вместе с тем в требовании к подготовке учащихся, кроме знаний и умений, включено применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Нельзя не отметить, что в новом стандарте «исчезло» умение прогнозировать, что вряд ли целесообразно.

Важнейшее положение современной методики обучения географии состоит в том, что проверке и оценке подлежат все компоненты содержания образования: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Это значит, что в составе проверки должны быть вопросы и задания по всем четырем компонентам содержания образования.

В современной методике доказано, что знания имеют три уровня усвоения. Если ученик воспроизводит учебный материал, сообщенный ему учителем, или он узнал о нем из учебника, то это будет первый уровень усвоения — воспроизводящий. Например, после объяснения учителя ученик дает определение понятия «река» и объясняет его сущность. Если же ученик применил знания в знакомой ситуации — дал характеристику реки по плану и карте, то это соответствует второму уровню, называемому репродуктивным.

На третьем, творческом уровне, учащийся применяет знания в новой, незнакомой ситуации. Например, на основе анализа физической и климатической карты отвечает на вопрос: «Почему весной возникают заторы на реках Сибири, текущих с юга на север?»

При оценке усвоения умений выделяются два уровня. Выполнение действий в знакомой ситуации и по известному алгоритму (например, типовому плану) соответствует I уровню, а при переносе действий в новую ситуацию — II уровню. Например, показ учеником VII класса на карте реки соответствует I уровню усвоения. Если ученик составлял характеристику реки по типовому плану и картам в VII классе и определил влияние климата на режим реки, то это соответствует II, творческому, уровню.

Наличие формирования опыта творческой деятельности определяется способностью учащихся выполнять проблемные и творческие задания.

В усвоении опыта творческой деятельности учащихся выделяется три уровня (по Г. А. Понуровой).

Д. Финаров



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005