Методические материалы, статьи

Психологические основы формирования навыка чтения. Часть 1.

Психологические закономерности становления навыка чтения были исследованы Т. Г. Егоровым1, который подчеркивал, что сложный процесс чтения может быть понят только с учетом обеих сторон — техники чтения и понимания текста. Первая сторона выступает как средство, вторая — как цель читательской деятельности. Взрослый опытный чтец уже не отдает себе отчета в том, какие именно операции он производит в процессе чтения текста, а ребенок, начинающий овладевать навыком, испытывает массу сложностей. Сравнение действий опытного и начинающего чтеца дает возможность разработать методику совершенствования навыка чтения. Какие же факторы необходимо учитывать, работая над техникой чтения?

1. Движение глаз. Глаз движется по строчке неравномерно, а скачками, чтение — восприятие письменной формы речи и перекодировка ее в устную форму — происходит в момент остановки, фиксации глаза на определенном отрезке строки. Число фиксаций у опытного и начинающего чтецов не совпадает, оно зависит:

  • от степени знакомости читаемых слов. Даже опытный чтец, встретив в тексте незнакомое слово, «спотыкается» — замедляет темп чтения, а при сложном звукобуквенном составе читает слово по слогам, а ребенку читать слова, значения которых он не знает, еще труднее;
  • от соответствия слова его прямому значению (слова, употребленные в переносном значении, труднее раскодируются ребенком);
  • от степени расхождения стиля автора и стиля читающего (текст, написанный в научном или публицистическом стиле, даже если в нем употреблены только знакомые ребенку слова,

прочитать сложнее, чем текст разговорно-бытового стиля).

Неравномерность движения глаза связана не только с остановками при чтении, но и с возвратным движением — регрессией. Регрессия необходима для понимания содержания, уточнения значения уже прочитанного слова, отрывка. У начинающего чтеца регрессий больше: внимание ребенка сосредоточено на узнавании и перекодировке графических знаков, он очень быстро забывает только что прочитанное слово (а в самом начале обучения — прочитанный только что слог) и вынужден возвращаться взглядом к однажды раскодированному тексту.

На скорость движения глаз по строке и тексту в целом влияет установка: если главное — понимание текста, скорость движения глаза снижается, если задана установка на скорость — глаза начинают двигаться быстрее.

2. Поле чтения — объем текста, воспринимаемый чтецом во время фиксации, остановки глаза. Размер поля чтения зависит от развития мелких глазных мышц. Слоговой принцип русской графики делает возможным сам процесс чтения тогда, когда ребенок одновременно видит не менее двух букв, что для начинающего чтеца не так просто, как кажется взрослому. Поле чтения постепенно увеличивается, что создает возможность постепенного перехода от послогового чтения к чтению целыми словами, синтагмами, предложениями.

3. Чтение осуществляется по смысловой догадке. У опытного чтеца зрительное восприятие всегда опережает произношение, поскольку его поле чтения составляет от нескольких строк до страницы. Взрослый, читающий вслух, проговаривает первое предложение, но сам успевает прочесть текст на несколько предложений вперед. При этом слово не прочитывается целиком, а узнается читающим по характерным для него буквенным сочетаниям, по смысловой догадке. Начинающий чтец тоже пытается ускорить процесс чтения за счет угадывания слов, но в связи с малым опытом часто ошибается.

Названные факторы позволяют выделить методические условия совершенствования навыка чтения: развитие мелких мышц глаза, расширение поля чтения, расширение лексического запаса и развитие синтаксического строя речи учеников, облегчающего смысловую догадку.

М. Воюшина



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005