Методические материалы, статьи

Психологические основы развивающего обучения географии. Часть 3.

С. П. Рубинштейн (1959) отмечает, что всякая внешняя материальная деятельность человека уже содержит внутри себя психические компоненты, посредством которых осуществляется ее регуляция. Таким образом, условием и средством усвоения какой-либо деятельности или социального опыта изначально является внешняя материальная деятельность, сопряженная с внутренней деятельностью.

Усвоение ребенком первоначальных элементов социального опыта начинается с материализованного действия и восприятия. Когда ребенка учат брать в руки первую игрушку, ее вкладывают ему в ручку и помогают удержать ее. Постепенно материализованное действие обучаемого заменяется символами объекта изучения, а затем начинает сопровождаться словесными речевыми действиями обучающего. Восприятие информации посредством органов чувств и речи приводит к накоплению элементарного, а затем все более обогащенного опыта, позволяющего осмыслить воспринимаемое.

Осмысление означает включение воспринимаемой информации в систему связей с уже известным. Связи и понимание могут быть локальными, внутрипредметного и межпредметного уровня (по Ю. А. Самарину).

Усвоение знаний зависит от того, какие знания усваиваются. Факты, поддающиеся чувственному восприятию, усваиваются тем легче в процессе восприятия, осмысления и запоминания, чем интенсивнее и разностороннее происходит деятельность учащихся по тому содержанию, которое усваивается. Знания усваиваются полноценно, если они упорядочены, то есть они закономерно связаны между собой и являются частью системы знаний. Чем конкретнее знания, тем менее обобщено и абстрактно их изучение, тем больше опора усвоения на чувственный опыт, тем больше роль наглядности. Эта связь особенно хорошо выражена в методике обучения географии в VI и VII классах средней школы. Например, усвоение общих физико-географических понятий об оболочках Земли, ее рельефе, водах океана и других невозможно без краеведческих материалов и целой системы наглядных пособий.

Наметившаяся в последние годы тенденция к построению усвоения учебного материала от общего к частному (по В. В. Давыдову, Д. Б. Эльконину) бесспорно прогрессивна, но она не отменяет неизбежности предварительного объема конкретных знаний, обобщенных индуктивным путем. Вместе с тем, повышение уровня теоретических знаний и включение в учебный материал обобщенных знаний, начиная с младших классов, составляет одно из основных условий, обеспечивающих успешное развитие логического мышления детей.

Способы деятельности, усваиваемые учащимися, постепенно становятся умениями и навыками. Умения — упорядоченные действия, имеющие цель. Навыки — способы действия, доведенные до автоматизма, при изучении географии в школе обычно не реализуются, вследствие существенных различий в системе географических знаний. Способы действия бывают практические (письменное изложение, показ на карте объекта, заполнение контурной карты и т.п.) и интеллектуальные, т.е. мыслительные. Среди интеллектуальных: различаются способы действия по усвоению знаний и по добыванию новых знаний. Разумеется, нельзя отделять интеллектуальные действия от практических. Без знаний не может быть умений, прежде чем что-либо сделать, надо знать, что и для чего делать.

Усвоение опыта мышления. Большинство психологов считают мышление процессом опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективного мира в их существенных свойствах и связях. По этапам развития мышление человека делится на наглядно-действенное, наглядно-образное (VI-VII классы) и абстрактно-теоретическое (IX-XI классы). Всякое мышление осуществляется при наличии целей или задач, вызывающих элементарные связи или ассоциации между представлениями и понятиями по сходству, контрасту и смежности. Когда же человек открывает для себя новое, до того неизвестное явление, то такое мышление является творческим. Чтобы научить творческому мышлению, необходимо, чтобы учащиеся усвоили мышление по правилам, определяемым логикой.

Д. Финаров



См. также:
Курсы английского языка для школьников в центре «Милленниум»
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005