Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 1.

В наше время наука о психике человека укрепляет и расширяет свой аппарат и свою компетенцию. Без участия психологов сейчас практически не обходится ни одна область жизнедеятельности человека. И, конечно, процесс обучения любому предмету в этом плане не является исключением.

Понятно, что из всех разновидностей психологической науки здесь можно будет (и то лишь выборочно, фрагментарно) уделить внимание только тем, которые наиболее значимы для методики русского языка.

Это прежде всего так называемая «общая психология». Нужно сказать, что авторы ряда современных учебников по психологии отказались от этого понятия, видимо, потому, что его компетенция слишком широка и может пониматься по-разному. Поэтому есть основание несколько сузить его до смысла сочетания «психология личности» с абстрагированием от ее общественного и возрастного статуса.

Некоторые особенности психологии личности на службе методики. В процессе обучения каждый преподаватель средней или высшей школы понимает необходимость учитывать такие свойства психики человека, как внимание, память, воля, эмоции, мышление, характер, темперамент и др.

Одно из наиболее существенных свойств личности - внимание.

Педагогу-методисту важно, как поддерживается произвольное и непроизвольное внимание, как действуют при этом внешние и внутренние раздражители, как избежать на занятиях (в данном случае по русскому языку) отвлекающих факторов (раздражителей), как обеспечить в учебных ситуациях устойчивое внимание обучающихся.

Для всего этого прежде всего нужно знать и понимать причины их рассеянности, отсутствия у них должного внимания к получаемой информации.

Такие причины могут быть индивидуальными у отдельных студентов. И реагирует на это преподаватель в соответствии с ситуацией. Например, когда студент демонстрирует свое невнимание, всем своим видом давая понять, что ему это все давно известно и поэтому неинформативно, то неплохо обратиться к нему с вопросом «на засыпку», предполагая, что он не ответит на него.

Сложнее, если невнимание к занятиям проявляет значительная часть группы или курса. Это может быть вызвано усталостью после двух или трех «пар» учебных часов или у студентов-вечерников — после основной работы. Средствами, помогающими поднять «тонус» аудитории, здесь могут оказаться непринужденная (но тактичная) шутка, острый проблемный вопрос ко всей аудитории, какой-то иллюстрированный пример из личной жизни преподавателя и другие отступления от темы занятия.

Но во всех случаях лучшим средством привлечения внимания студента к лекциям и другим видам вузовских занятий служит умение преподавателя сделать занятия проблемными, с интересными иллюстрациями общих закономерностей своей науки. И даже на лекциях полезно активизировать студентов, побуждая их отвечать на вопросы и решать проблемные задачи.

Большую роль в привлечении внимания аудитории играет и манера речи преподавателя. Всегда располагает к себе речь непринужденная, доверительная, спокойная, не слишком громкая (особенно в небольших аудиториях), лишенная искусственной «артистической» интонации и излишней экспрессивности. Образность допустима тогда, когда она оживляет речь и помогает понять смысл суждений преподавателя.

Многое в умении поддерживать внимание студентов к занятиям зависит от особенностей личности преподавателя, от его авторитета, от его возможностей воздействовать на коллектив средствами диалога — внешнего или потенциального.

Очень существенным для учебного процесса в средней и высшей школе является такое свойство психики человека, как память. Ее определяют как «способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта». Уточняя это определение, следует пояснить, что жизненный опыт приобретается в процессе получения человеком различного рода информации.

М. Успенский



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005