Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 2.

Наиболее значимым для учебного процесса можно считать деление памяти по времени сохранения запоминаемой информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую.

Мгновенная память — это удержание в своем сознании информации только в момент ее восприятия (например, внешность идущих мимо прохожих), а генетическая — хранение информации «по наследству».

Эти два вида памяти не имеют прямого отношения к учебным ситуациям.

Кратковременная память отличается от мгновенной тем, что она сохраняет информацию какое-то время и после восприятия, поскольку это соответствует в данное время потребностям и интересам человека.

Очень важно выработать у обучающихся установку на запоминание, выделяя то в получаемой на занятиях информации, что особенно необходимо запомнить. Для этого необходимо в установочной лекции уделить время технологии конспектирования.

Кратковременная память обычно как бы уточняется оперативной, рассчитанной «на хранение информации в течение определенного срока», который диктуется «задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи».

Понятно, что четко поставленная цель, точно определенный объект и сроки запоминания активизируют этот вид памяти. Например, к ближайшему практическому занятию по современному русскому языку преподаватель просит проанализировать и запомнить определения понятия «словосочетание» у А. М. Пешковского, В. В. Виноградова, Н. Ю. Шведовой и В. А. Белошапковой.

Из кратковременной и оперативной памяти информация попадает в долговременную память, которая может хранить эти сведения практически неограниченное время.

Целесообразно сосредоточивать внимание обучаемых на том, что особенно значимо для усвоения.

Кроме материала по отдельным темам курса, может быть и более глобальный выбор самого существенного по всему учебному курсу. Этому содействует, например, перечень вопросов, которые выносятся на экзаменационную сессию перед подготовкой студентов к экзаменам или зачетам.

Кроме рассмотренных, известны и другие классификации параметров памяти. И прежде всего это деление видов памяти по преимущественному участию тех или иных анализаторов в процессе запоминания. На этом основании выделяются такие разновидности памяти, как зрительная, слуховая, эмоциональная, двигательная и некоторые другие.

Развитию каждой из таких разновидностей содействуют соответствующие средства обучения. Так, для укрепления зрительной памяти наиболее эффективна зрительная наглядность, а для слуховой — различные формы звукозаписи.

Словесно-логическая память связана с запоминанием, хранением и воспроизведением смысловых соотношений объектов запоминания, логикой рассуждений, аргументацией суждений, умозаключений, обоснованием чего-либо.

Самым универсальным и испытанным средством закрепления в памяти полученной информации по праву считается повторение изученного. И хотя всем известный афоризм «Повторение — мать учения» нередко воспринимается как банальность, он и в наше время не потерял своей актуальности.

Различают текущее, тематическое и итоговое повторение.

Чтобы обеспечить условия, побуждающие студентов к систематическому повторению, нужны специальные средства по инициативе преподавателей. Так, многие вузовские преподаватели во время своих лекций обращаются попутно к аудитории с вопросами по ранее изученному материалу, который как-то связан с новой темой. Поэтому напоминание студентам о необходимости к следующей лекции повторить материал предыдущей, как правило, не остается без внимания.

Обычно текущее и тематическое повторение материала лекций необходимо студентам перед соответствующими практическими занятиями. На повторение соответствующего материала преподаватель нацеливает студентов и перед лабораторными занятиями, спецсеминарами и другими видами занятий по лингвистическим дисциплинам.

М. Успенский

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Для вас в нашей фирме медальница недорого со скидками.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005