Методические материалы, статьи

Психология — методике русского языка. Часть 5.

Проблемы межличностного общения преподавателей и студентов. В процессе общения используются вербальные, паралингвистические и невербальные средства. Вербальные средства — это слова, паралингвистические — не являющиеся словами, но органически связанные со звуковой речью (интонация, громкость, различные звуковые сигналы), невербальные — органически не связанные со звуковой речью (расположение собеседников, мимика, жесты, прикосновения друг к другу и т. д.).

Полноценное общение, как ни покажется оно естественным и повседневным, предполагает ряд условий.

Первое из них — наличие по меньшей мере двух собеседников (коммуникантов). В нашем случае такими коммуникантами являются преподаватель и студент педагогического вуза.

Второе условие — обоюдное желание или осознание необходимости общаться. Если, например, преподавателю хочется узнать что-то о личной жизни студента, а тому не хочется пускать его в свой внутренний мир, — общение не состоится. В то же время общение преподавателей и студентов во время занятий, зачетов, экзаменов, консультаций и под. происходит в тех случаях, когда собеседники осознают его необходимость в соответствии со своим учебным статусом.

Третье условие общения — реализация всех его условий. Например, общение преподавателя со студентом не состоится, если студент не пришел в установленное время по не зависящим от него причинам. Или занятие не состоялось по такой банальной причине, как отсутствие свободной аудитории. Неиспользованные возможности общения преподавателя и студентов могут быть из-за недоговоренности о встрече, из-за разного понимания такой договоренности, из-за каких-либо других непредвиденных обстоятельств.

Если же самому факту общения ничего не помешает, то оно призвано быть эффективным и плодотворным, чтобы общающиеся могли осуществлять основную функцию этого процесса — воздействие на собеседника в должном направлении.

Таким речевое общение может быть только в том случае, если у всех коммуникантов есть желание общаться и между ними достигается полное взаимопонимание, которому нет серьезных помех и препятствий.

К наиболее распространенным помехам здесь можно отнести недостаточное владение языком общения, неумение логично, четко и доходчиво выражать свои мысли, отсутствие взаимного доверия или просто негативное отношение к собеседнику, неинформативность речи (например односложные ответы на вопросы собеседника), разные мотивы общения у коммуникантов и, наконец, неумение или нежелание выбирать, а также эффективно и уместно использовать различные средства взаимодействия в процессе общения.

Коммуникативные средства воздействия удачно систематизированы в психологии. Это убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция. Каждый из видов психологического влияния конкретизируется и детализируется.

Если иметь в виду влияние преподавателя на студентов, то эти средства (или виды влияния) имеют неодинаковый статус в процессе общения.

Одни из них в принципе неприемлемы, ибо основаны на неуважении к собеседникам (в нашем случае к студентам). Это деструктивная критика, игнорирование и манипуляция. Другие не имеют прямого отношения к воздействию на студентов (самопродвижение, формирование благосклонности). Третьи преподаватель старается свести к необходимому минимуму.

Специального внимания здесь требуют те виды психологического влияния на студентов (их также можно назвать видами речевого поведения преподавателя), которые наиболее приемлемы и престижны в современных условиях российской высшей школы. Это убеждение, внушение, пробуждение импульса к подражанию, заражение.

М. Успенский



См. также:
Зеркала игорных клубов
Доставка воды в городе Жуковский
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005