Методические материалы, статьи

Пути формирования важнейших географических понятий и умений.

В процессе обучения, как и в процессе познания, учащиеся проходят путь от натурного знакомства к абстрактному мышлению и от абстрактного мышления к практике. В отличие от научного познания, в процессе обучения учащиеся не открывают новых знаний, а лишь овладевают знаниями, уже добытыми ранее наукой.

Процесс усвоения знаний идет в двух направлениях: расширение круга понятий и углубление понятий, ранее усвоенных. С другой стороны, усвоение знаний включает ряд звеньев: восприятие нового материала, его осмысливание, запоминание и применение. Эти звенья процесса обучения тесно взаимосвязаны и Переплетаются друг с другом. Понятия усложняются от элементарных по форме до сложных на разных этапах обучения в зависимости от возрастных способностей к усвоению учащихся.

В основе обучения школьной географии, как и других предметов, лежит идея развивающего обучения. Учащиеся должны овладевать не только новыми знаниями, умениями и навыками, но и приемами умственной деятельности, применять их в аналогичных новых условиях. Например, умение читать топографическую карту, геоморфологическую карту и т.п. различных регионов, различного времени составления и т.д.

Весьма важно применение знаний для решения практических вопросов. Например, определение глубины залегания грунтовых вод, скорости течения воды в реке и т.п. Это, безусловно, способствует творческому освоению учебного материала, показывает их практическую пользу. Уровни усвоения географических знаний и умений: воспроизводящий (простое воспроизведение), репродуктивный, или применение знаний в аналогичных условиях и творческий, или применение знаний в новых условиях.

Обучение основным приемам умственной деятельности осуществляется путем постепенного усложнения. Например, при обучении в VI классе при сравнении географических объектов выделяются группы признаков, которые сравнивают между собой и выделяют общие признаки объектов. В дальнейшем выполняются более сложные сравнения, по числу признаков (по сходству и различию), выяснение причин, обуславливающих сходство и различия. Активно развивается умственная деятельность учащихся путем постепенного расширения сферы интересов и изменения условий решаемых задач. Например, вначале устанавливается зависимость величины осадков от высоты гор, а затем между рельефом и климатом — более сложные взаимосвязи.

Важнейшим путем развития учащихся в процессе обучения является формирование у них интереса к географии. Познавательный интерес активизирует процессы мышления, усиливает работу на запоминание.

Познавательный интерес к географии стимулируется прежде всего содержанием обучения, новизной и актуальностью учебного материала. В этом отношении особенно важно привлечение новых данных космических исследований, по вопросам климатологии, водному хозяйству и другим.

Существуют два основных пути формирования общих географических понятий: индуктивный и дедуктивный. Выбор пути формирования определяется рядом условий:

  • возможностью ознакомления учащихся с местными объектами и явлениями, что позволяет формировать понятия на местном материале, а следовательно, индуктивным путем (понятия об озере, равнине, погоде);
  • содержанием знаний. Абстрактные, наиболее теоретические понятия формируются, как правило, дедуктивным путем;
  • уровнем развития познавательных способностей школьников;
  • учебным временем. Индуктивный путь требует, как правило, больше времени.

Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности учителя и учащихся: наблюдение объектов и явлений; их сопоставление, выделение существенных признаков; их обобщение; работа с определением понятия, в котором выделяются определенные признаки; применение знаний на практике. Примером индуктивного пути изучения является формирование понятия об озере. Оно начинается с того, что учитель предлагает вспомнить, кто видел озеро, и что оно собой представляет. Затем его отличительные признаки, определения (котловины и водная масса). Индуктивный путь слабо обеспечивает познания общих закономерностей. Основным, особенно в старших классах, является дедуктивный путь.

В начале дедуктивного пути учитель дает определение понятия, затем усвоение его признаков, связей, раскрывает его происхождение, далее закрепление признаков и связей. Понятие усвоено, если ученик дает его определение, указывает существующие признаки; имеет представление об объекте или явлении; умеет самостоятельно применять понятие при решении учебных задач. Формирование общих понятий происходит постепенно от класса к классу.

Д. Финаров



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Требуется кропотливо спланировать путешествие самостоятельно и рассмотреть впечатления и рекомендации людей, кто круглогодично путешествуют прежде, чем в первый раз поехать в Австрию.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Скачать игры на компьютер War World: Tactical Combat – это экшен для PC с огромными боевыми роботами. В этом мире идет вечная война. В этом мире десятки огромных боевых роботов сходятся в бесконечных битвах и поливают друга друга свинцом, расстреливают из лазеров, осыпают бомбами и запускают самонаводящиеся ракеты.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005