Методические материалы, статьи

Реализация программы рекордного образования гимназистов по информатике

Методические рекомендации "Реализация программы рекордного образования гимназистов по информатике" предназначена для учителей информатики, желающих успешно воспитывать детей готовых к участию в олимпиадах разного уровня. В ней вы можете найти советы, рекомендации по работе не только с одаренными детьми, но и как воспитать "звезду" из обычного ребенка. Работа будет полезна не только учителям информатики, начинающим работать по данной проблеме, но и учителям-стажистам.

Введение.

Информатика - одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

С появлением персональных компьютеров и Интернета появилась новая наука - социальная информатика. Данная наука определила роль личности в информационном обществе. С одной стороны на ребенка влияет Семья, с другой Школа, с третьей Улица, с четвертой Информационное общество в лице Интернета и компьютерных игр. Значимость проблемы социальной информатики стала столь велика, что она актуальна как для первоклашек, так и для студентов-старшекурсников. Если ваш ученик увлечен компьютером, и при этом является и хорошим пользователем, то большинство информации он черпает не их газет, телевидения и радио. В его жизнь входит Интернет, как что-то очень важное. Как вырвать ребенка из компьютерных сетей, как оторвать ребенка от компьютерных игр? Научить ребенка программировать, научить ребенка использовать Интернет для поиска информации, необходимой ему для исследований пусть какой то небольшой проблемы, организовать места демонстрации успеха, где он мог бы продемонстрировать свои труды. Для этого существуют олимпиады, конкурсы и конференции.

Олимпиады вообще занимают особое место среди других образовательных форм обучения. Олимпиады по информатике нацелены на следующее: воспитание одаренных, развитых и образованных школьников; оценку уровня преподавания информатики в школе в целом; предъявление предельного уровня требований, дальнего ориентира при изучении информатики; реализацию обратной связи в звене школа - вуз.

В данной работе представлены концепция воспитательной и педагогической деятельности по реализации рекордного образования гимназистов, программа педагогической деятельности по реализации рекордного образования гимназистов, приведены примеры олимпиадных задач с решениями, примеры пользовательских олимпиад, списки рефератов, предлагаемые детям для защиты на научно практических конференциях..

Глава 1. Концепция педагогической деятельности по реализации рекордного образования гимназистов.

Знакомство. Денисович Марина Валентиновна, учитель информатики гимназии №11 города Анжеро-Судженска

  • стаж работы 19 лет;
  • 9 лет работы в науке, в научно-исследовательской лаборатории медицинской кибернетики;
  • 10 лет педагогический, из них 10 лет в гимназии №11;
  • 9 последних лет преподаю информатику в старших классах;
  • 7 лет подряд мои ученики становятся призерами городских олимпиадах;
  • 6 лет подряд выигрывают и занимают призовые места на студенческой олимпиаде АСФКемГУ;
  • 5 лет подряд выигрывают городские олимпиады;
  • 6 лет побеждают и занимают призовые места в научно-практических конференциях;
  • дважды становились призерами областных олимпиад по информатике;
  • неоднократно занимали призовые места на региональный научно-практический конференциях.

Моя мечта - победы моих учеников в олимпиадном движении по информатике разного уровня, поступление моих учеников в престижные ВУЗы и воспитание каждого учащегося как интеллектуальную, нравственную и духовную личность.

Цели олимпиадного движения. Олимпиады вообще занимают особое место среди других образовательных форм обучения. Олимпиады по информатике нацелены на следующее: поиск одаренных, развитых и образованных школьников; оценку уровня преподавания информатики в школе в целом; предъявление предельного уровня требований, дальнего ориентира при изучении информатики; реализацию обратной связи в звене школа - вуз.

Способы выявления талантливых учеников. Учитывая основную цель олимпиадного уровня преподавания - выявление и в полной мера развития способностей школьника, необходимо выполнить следующее.

1. Выявить школьников с развитым логико-алгоритмическим мышлением. Его неразвитость может маскироваться использованием готовых ПС или библиотек языка.

2. Выявить школьников с развитым системно-комбинаторным мышлением. Это проявляется в умении использовать, причем оригинально и нестандартно, разнообразные готовые ПС и команды и избегать программирования. Отсутствие такой образованности и типа мышления может маскироваться высоким уровнем техники "голого" программирования.

3. Ограничения как источник задач. По сути своей умственная деятельность и пользователя готовых ПС, и программиста однотипна и не зависит от мощности ВТ и ПС. Это всегда приведение компьютерной среды в желаемое состояние при ограниченных средствах: допустимая система команд или готовых алгоритмов, время и память. Именно при преодолении ограничений проявляются способности к творчеству. Поэтому, учитывая и спортивный аспект, олимпиадную задачу можно ставить при введении дополнительных и сильных ограничений на используемые средства.

Ограничения на допустимые средства неизбежно и сильно упрощают постановки задач и их тестирование. Но теперь при проверке нужно внимательно просмотреть листинг: нарушивший ограничения "сошел с дистанции и сел в автобус".

4. Выявление умения строить алгоритмы. Ограничения могут выравнивать условия для участников, работающих на ЭВМ разной мощности, и сами являться источником олимпиадных задач. Так, при любом языке можно запретить:

1) GOTO и любые команды циклов: FOR, WHILE, REPEAT

2) все функции и процедуры с параметрами, кроме ввода-вывода;

3) ассемблер, машинные коды;

4) непосредственное обращение к памяти.

Этим выравниваются все процедурные языки. Остаются рекурсия без параметров и условные команды. Теоретически этого достаточно для реализации любой конструкции языка, для восстановления участником запрещенных команд. Итак, остается "чистая" алгоритмизация - без готовых функций и процедур.

5. Выявление качеств пользователя. Признаком квалификации пользователя (да и программиста!) является избегание программирования, стремление применить к своей задаче готовые средства, а если они не годятся, то найти новое, оригинальное применение другим доступным средствам, ведущее к цели.

Для того чтобы выявить эти качества участника, нужно, так сказать, запретить ему программировать.

Теперь логично разрешить только линейные алгоритмы. Это легко обеспечить через запрет логических выражений: именно условия "расщепляют" алгоритм на циклы и ветвления. Все остальное использовать можно. Команду цикла для или FOR тоже разрешаем: она нужна для ввода таблиц.

Итак, постановка олимпиадных задач как задач на преодоление ограничений двух разных типов позволяет в принципе выявлять и способности в области программирования, и умения пользователя. А ученик, побеждающий и как программист, и как пользователь, - законный победитель олимпиады. [1]

Воспитательная работа. Значимость проблемы социальной информатики с появлением персональных компьютеров и Интернета стала столь велика, что она актуальна как для первоклашек, так и для студентов-старшекурсников. Если ваш ученик увлечен компьютером, он программирует, он при этом является и хорошим пользователем, то большинство информации он черпает не их газет, телевидения и радио. В его жизнь входит Интернет, как что-то очень важное.

Наибольшее влияние на воспитание личности (индивидуальности) оказывает именно среда семьи - школы - библиотеки. Методики воспитания и образования в семье и в образовательных учреждениях разработаны и апробированы в течение тысячелетий. Решение вопросов воспитания в большей степени берет на себя семья, образовательную функцию - школа, и вместе они формируют в личности позитивное стремление к обучению и культуре. Роль библиотеки возрастает вследствие предоставления доступа к информационным ресурсам Интернета. Как уберечь ребенка от той негативной информации, которую он может почерпнуть из этого источника?

Возможность реализовывать фантазии в виртуальном мире и "жить" в них очень привлекательна. Эта виртуальная "жизнь" может входить в привычку. Вот вам и компьютерная наркомания!..

Воспитание личности определяется вектором внутреннего духовного потенциала, накопленным опытом, выраженным в модели в виде стремлений, и воздействием информационной образовательной среды. Информация, поступающая из различных источников этой среды, имеет различную ценность, направлена на формирование тех или иных стремлений. Для личности важно дифференцированное отношение к этим информационным потокам. И наша задача проконтролировать, направить эти знания в нужное русло.

Знания, которые дают семья - школа - библиотека, должны восприниматься учащимися с уважением и доверием. Тогда коэффициент полезного действия при обучении будет высок. Очевидно, что достоверность и ценность такой информации высока.

Информацию, которую предоставляют средства массовой информации и которую можно получить в Интернете, необходимо оценивать по критериям ценности, достоверности, нравственности. Следует учитывать степень доверия к источнику информации.

Однако важно не только дифференцированное отношение к описанным информационным потокам, необходимо, чтобы внимание не концентрировалось на одном из них. Развитие личности будет тогда гармоничным, когда учащийся воспримет лучшее согласно собственному нравственному и духовному потенциалу.[2]

Методика подготовки к олимпиаде. Подготовка к олимпиаде становится для школьника естественным продолжением базового курса информатики, даже без специальных занятий с учителем. Вводя для себя различные самоограничения и преодолевая их, он может заниматься тем же, что и весь класс на том же уроке и по той же теме, что и все остальные. Но решать задачи он будет не только простейшим путем, как большинство, но и по-своему - "вынужденно -творческим" методом. Это снимает в проблему индивидуализации обучения при фронтальных формах работы учителя с классом.

На олимпиаде учащемуся стоит начать с оценки сложности задач "для себя": баллы бывают обманчивы. Слишком сложную задачу можно вообще не решить, слишком простая мало "стоит". Начинать можно со средней, а если трудно сразу включиться, то с простой. Хорошая форма подготовки - проведение занятия в форме олимпиады. Это снимает "предстартовую лихорадку", тренирует психологическую устойчивость. Для решения нестандартных задач нужно хорошо владеть и стандартными, и современными методами программирования и организации данных. Ряд из них разбирается в работе.



См. также:
Курс английского фунта стерлингов к рублю
Особенности системы Мартингейл
Получить микрозайм с сервисом ZaimOnline-Ru – легко!
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005