Методические материалы, статьи

Шагнем в XXI век

Что ни говорите, а уровень образования в наших школах падает. Наши родители были (в среднем) гораздо более образованными людьми, чем мы с вами (сорокалетние), а дети наши, к глубочайшему сожалению, уступают даже нашему весьма среднему уровню. Они больше умеют, свободней и легче общаются, но в головах у них меньше знаний, чем у нас, — это факт.

Если школьники знают меньше, то из них вырастают менее знающие взрослые. Поэтому надо помочь им узнать побольше еще в школе: высшие учебные заведения должны заботиться об абитуриентах и готовить их себе самостоятельно.

Мы любим говорить, что все дети талантливы. Дело за небольшим: дать им возможность действительно стать талантливыми. И, следуя Платону, определять им место в жизни в зависимости от способностей их души. Этим и занимаются энтузиасты из Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана в своей программе «Шаг в будущее».

Председатель Центрального совета программы Александр Олегович Карпов начал свой рассказ с прошлого века. Дворец на Бауманской был передан императрицей Марией Федоровной в 1830 году для организации реального училища. Позднее учебное заведение стало техническим университетом, и сейчас это название вернулось. Так исторически сложилось, что в Московском государственном техническом университете всегда ответственно относились к традициям, к их продолжению. Попросту говоря, работая на кафедрах, люди думали не только о своих лекциях и лабораторных работах, но и о том, кто придет к ним завтра. Многие считали это высшее заведение главным местом в своей жизни. Поэтому, когда в конце восьмидесятых годов подготовка абитуриентов стала резко ухудшаться, возникла идея самим отбирать и готовить их. Толчком к разработке программы «Шаг в будущее» послужили социальные катаклизмы в России, которые привели к смене жизненных ориентиров у российской молодежи. Надо было искать новые точки ее взаимодействия с интеллектуальной элитой общества.

В 1991 году был организован небольшой, но для того времени необычный конкурс исследовательских работ школьников. Цель — помочь школьникам сделать выбор профессии, найти свой путь. Сегодня жизнь программы «Шаг в будущее» стала еще многообразней и интересней. В ее проектах и мероприятиях участвуют молодые интеллектуалы из 189 городов и населенных пунктов тридцати стран мира. Программа представляет Россию в Европейском соревновании молодых ученых, проводимом под эгидой Совета Европы. Успешная деятельность программы — это прежде всего результат ее широкой общественной поддержки, высокий профессионализм и подвижничество организаторов, смелое использование прогрессивных образовательных технологий и оригинальных методических разработок.

Концепция программы «Шаг в будущее» была разработана группой высококвалифицированных педагогов-профессионалов. Авторы исходили из того, что в современном обществе совершенно необходима система профессионально-социальных «лифтов», определяющая приток свежих интеллектуальных сил в науку и технологию. Разработчики использовали опыт отечественных педагогических школ и доперестроечных социальных молодежных систем, изучили молодежную научную и национальную политику в развитых странах мира. Кстати, интересно, что десять лет назад и западноевропейские педагоги озаботились и активно занялись программой ранней профессиональной ориентации.

Программа «Шаг в будущее» считает одной из главных задач молодого человека нацеленность на конкретный результат и будущие перспективы. Первое массовое мероприятие программы — Политехнический коллоквиум молодежи и школьников России — прошел с 30 марта по 4 апреля 1993 года. Первый координационный центр программы начал действовать в конце 1993 года в городе Усолье-Сибирское Иркутской области на базе Политехнического лицея. Уже в 1994 году соревнования молодых исследователей прошли в Иркутской, Челябинской, Ленинградской областях, Республике Кабардино-Балкария.

Начиналась программа как конкурс чисто технических самостоятельных работ школьников. Жюри рассматривало работы, выбирало лучшие, а потом приглашало их авторов учиться в Техническом университете и продолжать свою исследовательскую работу, начатую в школе. Однако популярность программы очень быстро стала расти и расширяться по всем регионам России: в 1997 году в ней приняли участие уже 56 субъектов Российской Федерации, Белоруссия, Латвия, Молдавия. В регионах очень популярны этнические темы исследования, работы по национальной культуре и истории. Поэтому база конкурса быстро развивается и тематически. Сегодня работают 26 секций, по которым принимаются школьные работы. Три года назад к работе подключился Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, а вслед за ним МИСИ и МИХМ. В 1997 году к работе присоединилась Текстильная академия.

Расширяются не только география и тематика программы, но и сами формы работы. Уже действует инновационный конкурс «Молодежь. Наука. Бизнес», в котором могут принимать участие не только школьники, но и студенты, и молодые ученые. В 1996 году Россия была принята в Международное соревнование молодых ученых (оно проводится с 1989 года). Кстати, в команду России на Европейском соревновании вошли Сергей Идиятулин из Астрахани, подготовивший работу о получении и изучении свойств хромового покрытия солнечных батарей, и выпускницы лицея при Алтайском техническом университете. С помощью космических средств девушки исследовали, как загрязняется снежный покров на больших территориях.

Первую премию взял кто-то из зарубежных участников, а второе место и приз 3000 экю получил Сергей Идиятулин. Это беспрецедентный результат за всю историю соревнований для страны, участвующей в них впервые. Сергей сейчас продолжает учебу в Астрахани, а вот с одной из девушек, поступившей в МГТУ, мне удалось побеседовать.

Работа совсем не выглядела школьной. Спутниковые снимки переводились в цифровой вид и затем обрабатывались на персональном компьютере. Девушки придумали формулу, которая описывала отражение света от снега в зависимости от того, сколько на него насыпано всяческой грязи. Мало того, что удавалось определить отражающую способность снега и вычислить загрязнение, путем разных математических ухищрений можно было разобраться в том, чем именно был загрязнен снег.

Что же, неплохое начало. Пожелаем программе «Шаг в будущее» таких же уверенных дальнейших шагов!

Александр Семенов



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ошибки в укладке плитки мозаики Плитка мозаика. Работы по укладке мозаики были проведены в бассейне, расположенном в коттедже по Рублево-Успенскому шоссе. Наша задача была облицевать лестницу, дно и стены бассейна мозаикой на сетке.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005