Методические материалы, статьи

Шагнем в XXI век

Что ни говорите, а уровень образования в наших школах падает. Наши родители были (в среднем) гораздо более образованными людьми, чем мы с вами (сорокалетние), а дети наши, к глубочайшему сожалению, уступают даже нашему весьма среднему уровню. Они больше умеют, свободней и легче общаются, но в головах у них меньше знаний, чем у нас, — это факт.

Если школьники знают меньше, то из них вырастают менее знающие взрослые. Поэтому надо помочь им узнать побольше еще в школе: высшие учебные заведения должны заботиться об абитуриентах и готовить их себе самостоятельно.

Мы любим говорить, что все дети талантливы. Дело за небольшим: дать им возможность действительно стать талантливыми. И, следуя Платону, определять им место в жизни в зависимости от способностей их души. Этим и занимаются энтузиасты из Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана в своей программе «Шаг в будущее».

Председатель Центрального совета программы Александр Олегович Карпов начал свой рассказ с прошлого века. Дворец на Бауманской был передан императрицей Марией Федоровной в 1830 году для организации реального училища. Позднее учебное заведение стало техническим университетом, и сейчас это название вернулось. Так исторически сложилось, что в Московском государственном техническом университете всегда ответственно относились к традициям, к их продолжению. Попросту говоря, работая на кафедрах, люди думали не только о своих лекциях и лабораторных работах, но и о том, кто придет к ним завтра. Многие считали это высшее заведение главным местом в своей жизни. Поэтому, когда в конце восьмидесятых годов подготовка абитуриентов стала резко ухудшаться, возникла идея самим отбирать и готовить их. Толчком к разработке программы «Шаг в будущее» послужили социальные катаклизмы в России, которые привели к смене жизненных ориентиров у российской молодежи. Надо было искать новые точки ее взаимодействия с интеллектуальной элитой общества.

В 1991 году был организован небольшой, но для того времени необычный конкурс исследовательских работ школьников. Цель — помочь школьникам сделать выбор профессии, найти свой путь. Сегодня жизнь программы «Шаг в будущее» стала еще многообразней и интересней. В ее проектах и мероприятиях участвуют молодые интеллектуалы из 189 городов и населенных пунктов тридцати стран мира. Программа представляет Россию в Европейском соревновании молодых ученых, проводимом под эгидой Совета Европы. Успешная деятельность программы — это прежде всего результат ее широкой общественной поддержки, высокий профессионализм и подвижничество организаторов, смелое использование прогрессивных образовательных технологий и оригинальных методических разработок.

Концепция программы «Шаг в будущее» была разработана группой высококвалифицированных педагогов-профессионалов. Авторы исходили из того, что в современном обществе совершенно необходима система профессионально-социальных «лифтов», определяющая приток свежих интеллектуальных сил в науку и технологию. Разработчики использовали опыт отечественных педагогических школ и доперестроечных социальных молодежных систем, изучили молодежную научную и национальную политику в развитых странах мира. Кстати, интересно, что десять лет назад и западноевропейские педагоги озаботились и активно занялись программой ранней профессиональной ориентации.

Программа «Шаг в будущее» считает одной из главных задач молодого человека нацеленность на конкретный результат и будущие перспективы. Первое массовое мероприятие программы — Политехнический коллоквиум молодежи и школьников России — прошел с 30 марта по 4 апреля 1993 года. Первый координационный центр программы начал действовать в конце 1993 года в городе Усолье-Сибирское Иркутской области на базе Политехнического лицея. Уже в 1994 году соревнования молодых исследователей прошли в Иркутской, Челябинской, Ленинградской областях, Республике Кабардино-Балкария.

Начиналась программа как конкурс чисто технических самостоятельных работ школьников. Жюри рассматривало работы, выбирало лучшие, а потом приглашало их авторов учиться в Техническом университете и продолжать свою исследовательскую работу, начатую в школе. Однако популярность программы очень быстро стала расти и расширяться по всем регионам России: в 1997 году в ней приняли участие уже 56 субъектов Российской Федерации, Белоруссия, Латвия, Молдавия. В регионах очень популярны этнические темы исследования, работы по национальной культуре и истории. Поэтому база конкурса быстро развивается и тематически. Сегодня работают 26 секций, по которым принимаются школьные работы. Три года назад к работе подключился Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, а вслед за ним МИСИ и МИХМ. В 1997 году к работе присоединилась Текстильная академия.

Расширяются не только география и тематика программы, но и сами формы работы. Уже действует инновационный конкурс «Молодежь. Наука. Бизнес», в котором могут принимать участие не только школьники, но и студенты, и молодые ученые. В 1996 году Россия была принята в Международное соревнование молодых ученых (оно проводится с 1989 года). Кстати, в команду России на Европейском соревновании вошли Сергей Идиятулин из Астрахани, подготовивший работу о получении и изучении свойств хромового покрытия солнечных батарей, и выпускницы лицея при Алтайском техническом университете. С помощью космических средств девушки исследовали, как загрязняется снежный покров на больших территориях.

Первую премию взял кто-то из зарубежных участников, а второе место и приз 3000 экю получил Сергей Идиятулин. Это беспрецедентный результат за всю историю соревнований для страны, участвующей в них впервые. Сергей сейчас продолжает учебу в Астрахани, а вот с одной из девушек, поступившей в МГТУ, мне удалось побеседовать.

Работа совсем не выглядела школьной. Спутниковые снимки переводились в цифровой вид и затем обрабатывались на персональном компьютере. Девушки придумали формулу, которая описывала отражение света от снега в зависимости от того, сколько на него насыпано всяческой грязи. Мало того, что удавалось определить отражающую способность снега и вычислить загрязнение, путем разных математических ухищрений можно было разобраться в том, чем именно был загрязнен снег.

Что же, неплохое начало. Пожелаем программе «Шаг в будущее» таких же уверенных дальнейших шагов!

Александр Семенов



См. также:
Обзор выигрышных слотов
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По реальным ценам таможенные услуги предлагаем всем желающим.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ошибки в укладке плитки мозаики Плитка мозаика. Работы по укладке мозаики были проведены в бассейне, расположенном в коттедже по Рублево-Успенскому шоссе. Наша задача была облицевать лестницу, дно и стены бассейна мозаикой на сетке.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005