Методические материалы, статьи

Система уроков по литературному произведению. Часть 2.

Домашнее задание должно подготовить детей к работе на следующем уроке, поэтому всем предложим прочитать рассказ до конца и сравнить описание русской шхуны и английского парохода. Задание для желающих на выбор:

  • найти и принести изображения шхуны и парохода;
  • определить по толковому словарю значение следующих слов: бережливый, скаредный, скупой, жадный; упрямый, упорный', храбрый, бесшабашный.

В центре второго урока на тему: «Два капитана — два корабля» — сопоставительный анализ. Поскольку домашнее задание носило опережающий характер, его проверка не требует выделения специального этапа, а органично вплетается в ход урока, который можно начать с постановки учебной задачи: в чем причина трагедии? Рассмотрим ключевые вопросы.

В одном из своих рассказов Б. С. Житков пишет: «Не судно ходит, а капитан». От капитана зависит, каким будет судно. Что может рассказать о капитанах описание их кораблей? Чем отличаются и чем похожи капитаны Паркер и Нечепуренко?

Эвристическая беседа, сопровождаемая выборочным чтением, покажет, что на английском корабле, в отличие от русской шхуны, царил полный порядок и капитан имел все основания гордиться своим пароходом. Чтобы дети смогли лучше понять характеры персонажей, используем чтение по ролям с предварительной самостоятельной подготовкой: ученики прочитают текст про себя и отметят те детали, которые помогают выстроить роль. В ходе обсуждения можно задать дополнительные вопросы, если дети сами не обратят внимания на важные детали: Рассмотрим как характеризует капитана описание его каюты? Какие именно впечатления о России записывал Паркер в дневник? Почему Житков считает нужным привести его запись? Обсуждение покажет, что Паркер отличается привычкой к комфорту, но в описании его каюты чувствуется авторская ирония: обилие уменьшительных суффиксов не вяжется с представлением о большом корабле. Единственное впечатление Паркера о России — на улицах толкаются и не извиняются. Это характеризует не столько Россию, сколько духовную бедность самого Паркера. Он раздражен тем, что не смог найти остроумного ответа, «показать этим дикарям, с кем они имеют дело». Теперь он жаждет взять реванш, «проучить эту публику». В этом раздраженном состоянии он «выскакивает» на палубу и вымещает свою досаду на штурмане — предлагает ему не уступать дорогу судам, если они не вовремя зажигают сигнальные огни. Юз — опытный штурман, свято чтит морские законы, знает, что пароходы всегда должны уступать дорогу парусникам.

Обсуждение завершается чтением по ролям и оценкой выразительности чтения. Подводя итог, можно обратить внимание детей на способы изображения персонажей в данном рассказе — описание места, где живет герой, его вещей, его дневника, передача его размышлений, использование речевых средств выразительности — уменьшительных суффиксов, глаголов, вводящих прямую речь героев и передающих их внутреннее состояние.

Во второй части урока анализируем эпизод столкновения парохода и шхуны. Уместно использовать прием составления киносценария, это позволит пробудить воображение учеников, дать им возможность посмотреть на происходящее с точки зрения персонажей, выделить авторскую оценку событий и поведения героев. Основные вопросы этой части урока:

  • В начале рассказа приведено авторское описание парохода, а кто видит его в этом эпизоде? Каким представляется пароход Федьке и Не-чепуренко? Какой нужно выбрать план, какой ракурс изображения, чтобы показать это в кино? (Здесь уместно использовать изображения судов, которые принесли на урок дети.) Почему не горели сигнальные огни? Как можно назвать Нечепуренко — бережливым, скупым, жадным? (Можно обратиться к словарным определениям значений слов.)
  • Федьке было ясно, что «если пароход через минуту не свернет, то столкновение неизбежно», понял ли это Нечепуренко? Кому он поручил зажечь сигнальные огни? Может быть, виноват в случившемся Федька, ведь из-за его неуклюжести потеряны драгоценные минуты? Действие происходит в темноте, как же передать этот кадр в кино? (Главным выразительным средством становится звук.) Что должен услышать и увидеть зритель?
  • Почему Нечепуренко скомандовал: «Так держать!» «злым» голосом? Житков не пишет, кто именно отдал команду на «Мэри»: «"Так держать!" — раздалась жесткая команда по-английски на пароходе». Чей это должен быть голос? Важно ли это? Что руководило действиями капитанов — упорство, желание отстоять свою правоту или упрямство, уязвленная гордость; храбрость или бесшабашность? Какие средства кино помогут передать напряженность момента? Опишите, каким вы представляете этот кадр.

    М. Воюнова



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
По привлекательной цене полет на воздушном шаре для ваших нужд.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
платья купить в москве Интерьер каждого из салонов оформлен в фирменном стиле нашим Арт-директором Владой Нистратовой. О нас писали различные модные издания, такие как Cosmopolitan, «АртИндустрия», «Обстановка», «Свадьба в Москве». В коллекции более чем из четырехсот моделей одежды от лучших производителей США, Франции, Польши, Турции и других стран поможет сориентироваться консультант-профессионал.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005