Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 3.

В чем же разница между предложением и отдельным словом? Слова называют предметы, признаки предметов или их действия, а предложение и текст служат для передачи мыслей автора. Как только у нас возникает желание о чем-то сообщить, мы свою мысль оформляем в предложение, даже если оно будет состоять из одного слова, а если нашей целью является назвать предметы окружающего мира, мы пользуемся словами или словосочетаниями.

Словосочетание, как и отдельное слово, тоже называет предмет, уточняя его признак, например: лес — зимний лес, ягода — спелая ягода; поле — широкое поле. Но как только мы, как авторы, хотим рассказать о лесе, ягоде, поле или о чем-либо другом, то мы свое высказывание строим как предложение: Лес зимний (Лес был зимний. Лес будет зимний); Ягода спелая (Ягода была спелая. Ягода будет спелая); Поле широкое (Поле было широкое. Поле будет широкое). Предложение, в отличие от словосочетания, является самостоятельной единицей сообщения, имеющей собственное отвлеченное грамматическое значение, называемое предикативностью, т.е. предложение выражает отношение между словом-подлежащим (о чем говорится в предложении?) и словом-сказуемым (что именно говорится о предмете?), которое раскрывает коммуникативное намерение автора. В предложении автор не просто уточняет, какой предмет (какой лес, какая ягода, какое поле), а высказывает свою мысль о том, как предмет действует или что его характеризует: лес таким становится зимой, ягода вызрела, поле имеет большие размеры.

Предложение отличает от слова и словосочетания такая языковая категория, как интонация. Если автор имеет намерение сообщить о каком-либо событии, он использует особую повествовательную интонацию. Например:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)

Если автор высказывания стремится что-то узнать от собеседника, получить информацию, то он строит фразу в форме вопросительного предложения, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию:

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(А. Пушкин)

Если автор высказывания хочет попросить о чем-либо или побудить собеседника к действию, то он строит предложение так, чтобы в нем был выражен приказ, просьба, совет, требование, предупреждение и т.д. В таких предложениях используются особая интонация, специальные частицы, а также чаще всего — сказуемое в форме повелительного наклонения.

«... Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко...»
(А. Пушкин)

Различить эти предложения можно по намерению автора и по интонации, с которой они произносятся.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут стать восклицательными, если автор стремится подчеркнуть особое эмоциональное отношение к собственному высказыванию, такое отношение передается восклицательной интонацией, а на письме ставится в конце предложения восклицательный знак. В начальной школе изучаются темы «Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные» и «Восклицательные и невосклицательные предложения». Их нельзя путать!

В начальной школе ученики знакомятся с главными и второстепенными членами предложения.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — составляют предикативную основу предложения, его конструктивный центр. Главные члены выражают отнесенность содержания предложения (мысли автора) к действительности (реальной ситуации). С логической точки зрения значение подлежащего и сказуемого — это отношение предмета и его действия или предмета и его характеризующего признака. Например, в предложении Старика старуха забранила говорится о старой женщине, жене персонажа, которая совершила конкретное действие: начала ругать — забранила.

Е. Антонова



См. также:
Как выигрывать в рулетку
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Для вас в нашей фирме кипрская компания для всех со скидками.
Подарок на 10 лет по материалам www.olovoley.ru.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Ванна акриловая Ravak Evolution 180*102 с опорой Уважаемые посетители! Так же вы можете посетить нашу экспозицию где представлены такие бренды как Artceram, Esprit, Geberit, Grohe, Gustavsberg, Kerasan, Laufen, Margaroli, Ravak, Sanswiss и другие. Ванны.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005