Методические материалы, статьи

Содержание и организация работы над синтаксическими понятиями. Часть 3.

В чем же разница между предложением и отдельным словом? Слова называют предметы, признаки предметов или их действия, а предложение и текст служат для передачи мыслей автора. Как только у нас возникает желание о чем-то сообщить, мы свою мысль оформляем в предложение, даже если оно будет состоять из одного слова, а если нашей целью является назвать предметы окружающего мира, мы пользуемся словами или словосочетаниями.

Словосочетание, как и отдельное слово, тоже называет предмет, уточняя его признак, например: лес — зимний лес, ягода — спелая ягода; поле — широкое поле. Но как только мы, как авторы, хотим рассказать о лесе, ягоде, поле или о чем-либо другом, то мы свое высказывание строим как предложение: Лес зимний (Лес был зимний. Лес будет зимний); Ягода спелая (Ягода была спелая. Ягода будет спелая); Поле широкое (Поле было широкое. Поле будет широкое). Предложение, в отличие от словосочетания, является самостоятельной единицей сообщения, имеющей собственное отвлеченное грамматическое значение, называемое предикативностью, т.е. предложение выражает отношение между словом-подлежащим (о чем говорится в предложении?) и словом-сказуемым (что именно говорится о предмете?), которое раскрывает коммуникативное намерение автора. В предложении автор не просто уточняет, какой предмет (какой лес, какая ягода, какое поле), а высказывает свою мысль о том, как предмет действует или что его характеризует: лес таким становится зимой, ягода вызрела, поле имеет большие размеры.

Предложение отличает от слова и словосочетания такая языковая категория, как интонация. Если автор имеет намерение сообщить о каком-либо событии, он использует особую повествовательную интонацию. Например:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(А. Пушкин)

Если автор высказывания стремится что-то узнать от собеседника, получить информацию, то он строит фразу в форме вопросительного предложения, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию:

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(А. Пушкин)

Если автор высказывания хочет попросить о чем-либо или побудить собеседника к действию, то он строит предложение так, чтобы в нем был выражен приказ, просьба, совет, требование, предупреждение и т.д. В таких предложениях используются особая интонация, специальные частицы, а также чаще всего — сказуемое в форме повелительного наклонения.

«... Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко...»
(А. Пушкин)

Различить эти предложения можно по намерению автора и по интонации, с которой они произносятся.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут стать восклицательными, если автор стремится подчеркнуть особое эмоциональное отношение к собственному высказыванию, такое отношение передается восклицательной интонацией, а на письме ставится в конце предложения восклицательный знак. В начальной школе изучаются темы «Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные» и «Восклицательные и невосклицательные предложения». Их нельзя путать!

В начальной школе ученики знакомятся с главными и второстепенными членами предложения.

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое — составляют предикативную основу предложения, его конструктивный центр. Главные члены выражают отнесенность содержания предложения (мысли автора) к действительности (реальной ситуации). С логической точки зрения значение подлежащего и сказуемого — это отношение предмета и его действия или предмета и его характеризующего признака. Например, в предложении Старика старуха забранила говорится о старой женщине, жене персонажа, которая совершила конкретное действие: начала ругать — забранила.

Е. Антонова



См. также:
Электронные информационные курсы
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005