Методические материалы, статьи

Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе. Часть 1.

В современных условиях на содержание образования обращают особое внимание. Именно с его помощью отражается человеческая культура — система научных знаний, эмоционально-образный мир людей, исторические традиции, совокупные способы деятельности, а также отношения и ценностные ориентации. Это разные составляющие культуры. Поэтому обогащение ими требует как восприятия, понимания, запоминания, воспроизведения, действий по образцам, так и эмоциональной реакции, собственного поиска и оценочных суждений. Содержание образования — это система знаний, раскрываемая единую картину мира, совокупность способов осуществления разных видов деятельности, включая творческую, а также опыт эмоционально-ценностного отношения к природным, социальным, социоприродным и культурным объектам, которые в целом обеспечивают развитие интересов, способностей и потребностей человека.

Обозначенные аспекты культуры для современного школьного образования реализованы в Государственном образовательном стандарте. Семь областей базисного учебного плана стандарта (филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, культура, технология) обобщенно представляют содержание учебного материала, позволяют приобщать учащихся к общекультурным и эмоционально-значимым ценностям.

Школьная биология относится к образовательной области «Естествознание». Ее содержание конкретизируется в программах, учебниках и учебно-методических пособиях. Содержание предмета «Биология» — это отобранный из научной биологической информации наиболее значимый в образовательном, воспитательном и развивающем отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры (по Н. М. Верзилину и В. М. Корсунской, 1983).

Содержание биологического образования для общеобразовательной школы во многом связано с состоянием биологии и отражены в учебном предмете важнейших ее достижений. Оно также обусловлено социальными, экономическими, технологическими, экологическими и культурными потребностями общества, которые можно удовлетворять на основе использования биологических знаний.

Биология как самостоятельная наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях, оформилась сравнительно недавно. Благодаря работам В. И. Вернадского она приобрела определенную предметную область, которой стало живое вещество. Оно функционирует только в биосфере как совокупность отдельных живых организмов. Современная биология представляется как комплекс социальных областей, многоплановость которых обусловлена разнообразием проявления жизни. Во второй половине XX в. биология вступила в новую фазу своего развития. Вокруг таких теоретических обобщений, как клеточная теория, теории эволюции, гена, уровневая организация живой природы, гипотеза о происхождении жизни на Земле, учение о биосфере, концепция экосистемы, происходит синтез биологических знаний.

Наиболее высокого уровня синтез биологических знаний получил в истории уровневой организации жизни. В ней отражены физические, химические, биологические, философские представления о многоуровневой системе функционирования живой материи. Данная теория позволяет показать учащимся единство жизни и се устойчивость. Это происходит при выражении материалов о каждом уровне по таким показателям, как структурная организация их биологических систем, эволюционная продвинутость и наличие филогенетических связей. При усвоении знаний о них возникает объективная возможность формировать интеллектуальные и практические способы действия, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать, наблюдать, определять, устанавливать отношения и связи.

Следовательно, на основе обозначенной теории можно структурировать учебный материал, представлять иерархию систем живой природы, создавать условия для лучшего познания закономерностей существования каждого уровня.

М. Якунчев



См. также:
Что такое социальные игры и есть ли они в клубе Вулкан
Нестандартные ситуации видео-покера и способы их решения
Лудомания: как делать ставки и не болеть ими
Секреты выигрышей в онлайн-казино
Любопытные факты об онлайн-казино,
о которых вы не знали

Amusement with Prizes – что это такое?
Несколько важных критериев при выборе пейнтбольного клуба
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005