Методические материалы, статьи

Современные технические средства обучения РКИ. Аудиовидеосредства. Часть 2.

При аспектном обучении художественный фильм или запись художественно-публицистической телевизионной передачи могут быть использованы практически во всех традиционных (фонетика, грамматика, лингвострановедение) и сравнительно новых (деловая речь, язык прессы и т. д.) аспектах. Тема такого материала станет темой для обсуждения в аудитории и для домашнего задания.

В курсе литературы широко распространено знакомство иностранцев экранизациями изучаемых литературных произведений. Просмотр экранизации происходит только после работы с текстом художественного произведения, которая, таким образом, становится предпросмотровым этапом работы над видеоматериалом. Фильм может стать самостоятельной единицей занятия или использоваться фрагментарно. В обоих случаях он служит и средством оптимизации обучения, и средством поддержания мотивации, и источником культурологической информации. Послепросмотровая работа позволяет поднять изучение литературного произведения на более высокий виток: по-новому осмыслить идею и образы, точнее расшифровать внешние проявления внутренних духовных процессов героев, попробовать проецировать себя на место героев (но не отождествлять себя с ними!), вступить в сотворчество с автором.

Аудиовизуальный курс как самостоятельный аспект русского языка как иностранного, имеет основную цель — тренировка в аудировании аутентичных текстов с опорой на видеоряд и на текстовую (запись фонограммы) поддержку. Для этого курса отбирают разнообразные материалы: художественные, документальные, мультипликационные фильмы; записи художественно-публицистических, информационных и других телевизионных передач; видеозаписи концертов и театральных постановок и др.

Помимо достижения основной цели, аутентичные аудио-, видеосредства обучения:

  • позволяют познакомиться с основными разговорными моделями русской речи в стандартных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях, представленных как аудио-рядом, так и видеорядом: это, благодаря образности и участию невербальных средств коммуникации, имеет большее воздействие на обучаемого;
  • дают широкий круг лингвострановедческих и культурологических знаний.

Использование аутентичных материалов при всей их привлекательности связано со значительными трудностями. К ним относятся:

1. Отбор видеоматериала с учетом этапа, профиля и контингента.

2. Запись и обработка фонограммы.

3. Подготовка лексического, грамматического, стилистического, лингвострановедческого и культурологического материала и комментария к нему.

4. Разработка до- и послепросмотровых вопросов, заданий и упражнений.

5. Презентация видеоматериала в аудиторной работе и завершающее обсуждение.

Существуют общие требования к презентации аудио-, видеоматериалов.

На начальном этапе обучения длительность просмотра не должна превышать 5-10 минут. Предполагается многократный просмотр одного и того же фрагмента. На следующих этапах длительность фрагмента может быть больше, но не должна превышать получаса непрерывного просмотра и занимать более половины занятия, хотя на практике это требование иногда нарушают, поскольку студенты хотят в первый раз посмотреть весь сюжет целиком, чтобы не разрушать целостности художественного восприятия. Обязательны логическая завершенность каждого занятия и высокая степень эмоционального заряда предлагаемого учебного материала.

Работа с аудиовидеоматериалом требует обязательной до-просмотровой работы. Это может быть:

  • устный комментарий преподавателя, вводящий студентов в тему сюжета;
  • самостоятельная работа студентов с раздаточным материалом: «Найдите в словаре перевод следующих слов...», «Вспомните, что вы знаете о...» и т. д.;
  • чтение студентами текста фонограммы и ответы на вопросы, помогающие понять ее содержание.

Послепросмотровая работа — также обязательный элемент занятия с аудиовидеосредством. Она бывает устной (дискуссия) или письменной (сочинение, рецензия и др.).

Т. Уша

ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Онлайн портал с лучшими слотами Боа Боа boaboa-casino.com
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005