Методические материалы, статьи

Способы введения языковых понятий. Часть 1.

Мы уже говорили о том, что ребенок младшего школьного возраста обладает наглядно-предметным мышлением. Дошкольник уже имеет представление об окружающих его предметах, ему доступно выделение и обобщение внешних, непосредственно воспринимаемых свойств этих предметов, но внутренние свойства вещей остаются скрытыми. Выяснением внутренних отношений между предметами занимается наука, поэтому при поступлении в школу и правильной организации обучения у ребенка начинает формироваться тот тип мыслительного действования, который называется теоретическим. Основной формой его является научное понятие.

Научное понятие отличается от обыденного (житейского) тем, что последнее выстраивается в сознании ребенка в процессе его роста спонтанно, в результате взаимодействия с окружающим миром, т.е. из его личного опыта; научные же понятия приобретаются ребенком при обучении уже готовыми и должны быть им осознаны и поняты в короткий срок. Таким образом, как писал Л. С. Выготский, житейское, «спонтанное», понятие ребенка развивается снизу вверх, от более элементарных и низших свойств к высшим, а научное понятие развивается сверху вниз, от более сложных и высших свойств к более элементарным и низшим.

Дошкольник, умеющий выстраивать эмпирические житейские понятия, неосознанно владеет способом построения такого понятия. Это позволяет научить ребенка производить обратные действия: от готового понятия к чувственному, эмпирическому уровню. Иными словами, ребенок на уроке русского языка анализирует языковой материал, выделяет и описывает общие свойства ряда однородных предметов, в нашем случае — языковых единиц, обобщает полученные данные и приходит к описанию свойств конкретного предмета.

При коммуникативно-деятельностном подходе лингвистические понятия осваивают либо индуктивным, либо дедуктивным методом. Выбор умственных операций зависит от содержания понятия и от ведущего полушария ребенка. Если у ребенка доминирует левое полушарие (он правша), то его способ восприятия тяготеет к индуктивному методу, когда собираются для построения понятия, нужные факты языка, демонстрирующие существенные признаки этого понятия, затем они обобщаются и выводится определение (от частного к общему). Если мы имеем дело с правополушарным учеником (левшой), то сразу вводится определение, так как ему ближе дедуктивный способ освоения понятия: оно используется как инструмент, которым ребенок действует, чтобы лучше усвоить роль данного понятия.

Что касается содержания понятия, то дедуктивным способом познается простое понятие типа звук, буква, в которые не включены другие понятия (как, например, фонеме) и т. п. Сложные понятия (например, часть речи), в определении которых имеются другие — простые — понятия (род, число, падеж), требуют индуктивного метода изучения. Так, все части речи являются сложными понятиями.

Понаблюдайте за определением имени существительного: имя существительное — это часть речи (1), обозначающее предмет (2), имеющее род (3) и изменяющееся по числам (4) и падежам (5). В содержании определения употреблены пять понятий, которые дети должны знать. Если эти термины для них не наполнены соответствующим содержанием, то определение становится абракадаброй, усугубляющей непонимание сути термина имя существительное.

В самом общем виде схема построения лингвистического понятия индуктивным методом выглядит следующим образом. На уроке организуется исследование текста в связи с конкретной целью «построить понятие».

1. Обнаружение слов — носителей признаков понятия.

2. Выделение существенных признаков предмета исследования.

3. Классификация и группировка выделенных признаков.

4. Обобщение, выводы и формулировка определения понятия.

5. Определение способа действий по «построению» понятия.

Е. Антонова



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
Предлагаем брендовые солнцезащитные очки, женские и мужские модели в магазине Actual Glass.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
изготовление мебели на заказ В некоторых странах западной Европы ( Германия, Италия, Франция, Австрия, Латвия) постоянно работают наши представители. Компания «Дельта Интерио» - это в первую очередь, профессиональный подход в комплексном проектировании объектов, контроль выполнения заказов на всех этапах строительства, консалтинг по всему спектру вопросов, связанных с интерьерным наполнением. Многолетний опыт работы с частными и корпоративными клиентами, проектными и строительными организациями позволяет...

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005