Методические материалы, статьи

Способы введения языковых понятий. Часть 2.

Дедуктивный метод имеет «обратный ход» знакомства с понятием.

1. Знакомство с определением понятия (как правило, в учебнике).

2. Выделение понятий, составляющих определение (правило), воспроизведение их существенных признаков.

3. Исследование дидактического материала (в учебнике или написанного на доске) в связи с конкретной целью обнаружить слова-носители признаков понятия.

4. Проговаривание существенных признаков понятия у обнаруженных слов-носителей.

5. Тренировка умения находить единицы языка, имеющие признаки изучаемого понятия.

Проверяем изменение этих слов во множественном числе. Чтобы появилась проблема на следующий урок, изменяем по падежам слова мужского рода 2-го склонения (например, стол, конь — у них тоже окончания в косвенных падежах ударные). Потом переходим к другому типу склонения.

Формирование лингвистических понятий в начальной школе строится циклически, в каждом классе представление о фонетических, лексических, грамматических и синтаксических особенностях языка расширяется.

Рассмотрим пример подготовки учителя к уроку по теме «Изменение имен прилагательных по падежам».

1. Вспоминаем, что мы сами уже знаем об этом грамматическом явлении. Изменение имен прилагательных по падежам и числам называется склонением. Термин «склонение» оставим на самый последний этап формирования понятия, так как мы помним, что сначала следует прочно закрепить в сознании ученика само определение языкового явления или факта и, только убедившись в его усвоении, мы можем вводить термин — новое для ученика научное слово.

2. Выделяем основные понятия (ключевые слова), на которых строится определение: имя прилагательное, падеж, число, изменение. Имена прилагательные имеют непостоянный признак — род. Мы помним, что изменение их по падежам происходит по трем разным типам и зависит это от рода. Изменение по падежам потребует вспомнить состав слова, в частности окончание. Итак, такие существенные признаки склонения, как род и окончание, детям уже известны, следовательно, при построении урока мы будем опираться на них как на известные ученикам понятия. Падеж — понятие для учеников новое, его придется строить до того, как мы сформулируем определение склонения.

3. Подбирая дидактический материал, мы должны помнить о трех вариантах склонения, поэтому на первом уроке выберем только слова, относящиеся к женскому и мужскому роду с окончанием -а. Это будет текст, в котором ученики найдут такие слова во всех нужных падежах.

Готовясь к уроку, учитель предполагает, что удобнее увидеть формоизменение, если написать слова в столбик и выделить корень и окончание.

4. На доску выписываются слова - "страна удивительная" - во всех формах, а затем учитель подводит детей к выводу, что в тексте слово может быть главным, называть предмет обсуждения, давать ему имя, поэтому первый падеж называется именительный, но часто слово может и подчиняться другим словам — тогда оно изменяет свою форму и это выражается окончанием. Слева к столбику слов подписываются вслед за именительным косвенные падежи. Изменение прилагательного зависит от изменения существительного. Поэтому склонять будем в словосочетании.

5. Далее учитель подбирает еще несколько словосочетаний с прилагательными в именительном падеже как женского, так мужского и среднего рода и записывает их напротив именительного падежа. Далее он предлагает изменять их по образцу, и на доске на глазах у детей появляется несколько столбиков слов, наблюдение за которыми показывает, что склонение прилагательных мужского и среднего рода совпадает во всех падежах кроме именительного и винительного.

Такого рода наглядность помогает детям осваивать способ наблюдения над фактами языка: сравнивать, сопоставлять, находить общее и различия. Более того, проговаривание способа исследования позволит детям воспроизвести его впоследствии при подведении итогов.

6. В данном случае легко выйти и на орфографическую тему «Правописание падежных окончаний прилагательных», если обратить внимание детей на то, что ударные окончания вопроса позволяют написать такое же окончание у прилагательного, будь оно под ударением или в слабой позиции.

Следовательно, при подготовке к уроку учитель сам проходит весь путь исследования темы (в данном случае изменение имен прилагательных по падежам) и определяет возможные трудности освоения материала, а также пути наиболее эффективного движения от известного к неизвестному, которое в ходе урока постепенно становится известным.

Е. Антонова



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
агм-дор
Шампанское вдова клико купить на www.cognac-whisky.ru.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005