Методические материалы, статьи

Средства обучения. Наглядные пособия.

Средства обучения, применяемые в учебном процессе, включают: наглядные пособия (изобразительные, натуральные, комбинированные), технические средства обучения; учебную литературу (учебники и учебные пособия, справочные материалы, сборники задач и заданий и т. п.). Речь, язык преподавателя, мастера производственного обучения также следует рассматривать как средства обучения. Они, являясь одним из важнейших источников информации, должны иметь также «внутреннюю наглядность», которая достигается содержанием и формой изложения учебного материала.

Все средства обучения должны быть связаны между собой, поскольку функционируют в едином педагогическом процессе. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения.

Наиболее широкое применение в ходе учебного процесса находят наглядные пособия и технические средства обучения.

В учебном процессе применяются три основных типа наглядных пособий: изобразительные — плакаты, схемы, иллюстрации из книг, модели, макеты, муляжи; натуральные — механизмы и узлы оборудования, инструменты, образцы материалов, деталей, изделий, приспособлений и др.; комбинированные — электрифицированные схемы, динамические плакаты, коллекции, тематические щиты и т. п.

Наиболее распространенным типом наглядных пособий, применяемых в учебном процессе являются изобразительные.

Одним из наиболее широко применяемых видов искусственных наглядных пособий являются учебные плакаты, позволяющие успешно решать большинство задач наглядности, изложенных выше. Для использования при обучении массовых профессий, специальностей учебные плакаты, как правило, издаются централизованно. Для немассовых профессий учебные плакаты зачастую разрабатываются и изготавливаются непосредственно в учебных заведениях.

Натуральные наглядные пособия — это специально обработанные и подготовленные для целей демонстрации натуральные объекты (с учетом, естественно, их габаритов и возможностей использования). Натуральные наглядные пособия обычно изготавливаются и подготавливаются к демонстрациям непосредственно в учебных заведениях. Наглядные пособия — и изобразительные, и натуральные в учебном процессе выполняют различные функции — иллюстраций к объяснениям педагога, а также являются самостоятельными источниками получения учащимися новой учебной информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Наглядные пособия сами по себе к процессу обучения нейтральны. Их использование вне связи с деятельностью педагога и учащихся может придавать зрелищность уроку, но не решает проблему наглядности обучения. Нельзя рассчитывать, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и гак, как это нужно: мало смотреть — нужно уметь видеть, наблюдать; мало слышать — нужно уметь слушать. Это требует от педагога умелого руководства процессом восприятия средств наглядности.

При инструктировании учащихся о рассмотрении и восприятии наглядных пособий необходимо ставить перед учащимися определенную мыслительную задачу, решая которую они будут сравнивать, обобщать наглядный материал, варьировать его, отчленять существенное от несущественного, выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления.

В. Скакун



См. также:

Услуги стоматологических клиник по зубному протезированию
Бытовые кондиционеры в современных домах
Услуги сервисных компаний по ремонту стиральных машин
Услуги типографий
Программируемые логические контроллеры и их применение в промышленности
Интернет-магазины мебели
Курсы иностранных языков в Кирове
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Заправка принтера HP LaserJet 1300 — картридж Q2613X Мы предлагаем сэкономить до 5 раз, выбрав заправку в сети мастерских Zapravka911.ru. Картриджи HP после заправки на 100% работоспособны и выполняют свои функции не хуже новых. Заправку можно произвести во всех районах Санкт-Петербурга, в точках обслуживания Zapravka911.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005