Методические материалы, статьи

Структура традиционного содержания школьной географии. Часть 2.

В VIII и IX классах, начиная с 90-х годов, изучается курс «География России». В первой части дается общий обзор природы России, где рассматривается природа в цепом (географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат, моря, внутренние поды, почвы, растительность и животный мир), а также ее население и политико-административная карта.

В курсе VIII класса предоставлены широкие возможности для углубленного изучения общих географических закономерностей на примере природы России, такие как закономерности формирования климата и климато-образующие факторы. Возрастные особенности учащихся VIII класса позволяют рассматривать сложные географические понятия. Во втором разделе первой части курса изучаются природные условия крупных регионов страны. Изучение своей области выделено в отдельную тему и отнесено в программу IX класса, что важно для проведения сравнительного анализа природы своего края с природой других регионов и выявления общих географических закономерностей.

Большое значение имеют практические работы и экскурсии по своей местности. Изучение курса физической географии приводит к усвоению, наряду с единичными, общих понятий. Например, при изучении климата вводятся новые понятия о солнечной радиации, о динамике воздушных масс по сезонам года, о циклонах и антициклонах.

Введение новых понятий и углубление общих понятий, а также познание закономерностей позволяют повышать научный уровень физико-географического материала. Работа по изучению региона по различным картам позволяет выработать у учащихся умения и навыки работы с ними.

Для учителя весьма важно уметь выделить главное в изучаемой теме, уметь подкрепить ее материалом из пройденного. Например, при изучении темы «Развитие природы на территории России в течение геологического времени» необходимо вернуться к геохронологической таблице и показать, что отличает одну геологическую эру от другой, какие природные процессы и явления существовали в ту или иную эру или период. Полезно обратить внимание учащихся на различные взгляды в науке, например, на причины оледенения в четвертичном периоде. Такие подходы активизируют мысль, возбуждает вопросы и т.д.

Экономическая и социальная география России изучается в IX классе. В курсе выделяются три основных раздела: население, общий экономико-географический обзор России, субъектов федерации и крупных экономических районов. Во втором разделе курса учащиеся последовательно изучают экономические районы России, а затем страны СНГ. В третьей, завершающей части курса «Географии России» изучается география своей республики, края или области, где наиболее активно реализуется региональный компонент образования.

Курс экономической и социальной географии мира (X класс) содержит общие вопросы мирового хозяйства и экономической географии отдельных государств. В начале курса рассматривается современная политическая карта мира, а затем география населения мира и мирового хозяйства, международная специализация крупнейших стран и регионов. Региональная часть курса включает характеристику всех стран Европы, Азии и Америки и крупнейших стран отдельно и по группам. В результате обучения создается система общих понятий, законов и закономерностей. Например, о международном разделении труда, об отраслях мирового хозяйства. Большое внимание в курсе экономической географии уделяется приобретению умений и навыков в чтении тематических, экономических карт, умений анализировать статистические данные, оценивать и объяснять ресурсо-обеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию и др.

Министерством просвещения и науки России рекомендованы три факультатива по географии: геология; основы картографии и топографии; основы экономики важнейших отраслей народного хозяйства. Первые два факультатива являются продолжением физической географии, и введение их целесообразно в VIII классе.

Д. Финаров



См. также:
«Вулкан Платинум» распахивает свои двери для гостей
Мир восхитительного азарта и развлечений ждет вас в гости
Все о бесплатных играх
Горнолыжное снаряжение и его типы
Керамика раку: простота, вмещающая космос
Игровые автоматы: бесплатно или на деньги?
Бонусы: липкие и обычные
Все о грамотном бонус-хантинге
Полиграфические и копировальные услуги в Москве
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
У нас недорого недвижимость в сочи для всех желающих.
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Передвижные ограждения Инвентарные То есть инвентарные ограждения для концертов и стройплощадок будут различаться. Как дополнительное крепежное оборудование легкие инвентарные ограждения ИСО могут применяться на судах, деятельность которых связана с перевозкой тяжелого груза. В виду того, что инвентарные решетки являются одной из разновидностей мобильных ограждений, их наличие на производстве в Москве и любом другом городе было бы не лишним, даже если их применение не всегда необходимо.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005