Методические материалы, статьи

Структура традиционного содержания школьной географии. Часть 2.

В VIII и IX классах, начиная с 90-х годов, изучается курс «География России». В первой части дается общий обзор природы России, где рассматривается природа в цепом (географическое положение, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат, моря, внутренние поды, почвы, растительность и животный мир), а также ее население и политико-административная карта.

В курсе VIII класса предоставлены широкие возможности для углубленного изучения общих географических закономерностей на примере природы России, такие как закономерности формирования климата и климато-образующие факторы. Возрастные особенности учащихся VIII класса позволяют рассматривать сложные географические понятия. Во втором разделе первой части курса изучаются природные условия крупных регионов страны. Изучение своей области выделено в отдельную тему и отнесено в программу IX класса, что важно для проведения сравнительного анализа природы своего края с природой других регионов и выявления общих географических закономерностей.

Большое значение имеют практические работы и экскурсии по своей местности. Изучение курса физической географии приводит к усвоению, наряду с единичными, общих понятий. Например, при изучении климата вводятся новые понятия о солнечной радиации, о динамике воздушных масс по сезонам года, о циклонах и антициклонах.

Введение новых понятий и углубление общих понятий, а также познание закономерностей позволяют повышать научный уровень физико-географического материала. Работа по изучению региона по различным картам позволяет выработать у учащихся умения и навыки работы с ними.

Для учителя весьма важно уметь выделить главное в изучаемой теме, уметь подкрепить ее материалом из пройденного. Например, при изучении темы «Развитие природы на территории России в течение геологического времени» необходимо вернуться к геохронологической таблице и показать, что отличает одну геологическую эру от другой, какие природные процессы и явления существовали в ту или иную эру или период. Полезно обратить внимание учащихся на различные взгляды в науке, например, на причины оледенения в четвертичном периоде. Такие подходы активизируют мысль, возбуждает вопросы и т.д.

Экономическая и социальная география России изучается в IX классе. В курсе выделяются три основных раздела: население, общий экономико-географический обзор России, субъектов федерации и крупных экономических районов. Во втором разделе курса учащиеся последовательно изучают экономические районы России, а затем страны СНГ. В третьей, завершающей части курса «Географии России» изучается география своей республики, края или области, где наиболее активно реализуется региональный компонент образования.

Курс экономической и социальной географии мира (X класс) содержит общие вопросы мирового хозяйства и экономической географии отдельных государств. В начале курса рассматривается современная политическая карта мира, а затем география населения мира и мирового хозяйства, международная специализация крупнейших стран и регионов. Региональная часть курса включает характеристику всех стран Европы, Азии и Америки и крупнейших стран отдельно и по группам. В результате обучения создается система общих понятий, законов и закономерностей. Например, о международном разделении труда, об отраслях мирового хозяйства. Большое внимание в курсе экономической географии уделяется приобретению умений и навыков в чтении тематических, экономических карт, умений анализировать статистические данные, оценивать и объяснять ресурсо-обеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию и др.

Министерством просвещения и науки России рекомендованы три факультатива по географии: геология; основы картографии и топографии; основы экономики важнейших отраслей народного хозяйства. Первые два факультатива являются продолжением физической географии, и введение их целесообразно в VIII классе.

Д. Финаров



См. также:
Популярность онлайн-казино в России
Сравнение онлайн и офлайн-казино
ПРОЕКТ
осуществляется
при поддержке

Окружной ресурсный центр информационных технологий (ОРЦИТ) СЗОУО г. Москвы Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО) АСКОН - разработчик САПР КОМПАС-3D. Группа компаний. Коломенский государственный педагогический институт (КГПИ) Информационные технологии в образовании. Международная конференция-выставка Издательский дом "СОЛОН-Пресс" Отраслевой фонд алгоритмов и программ ФГНУ "Государственный координационный центр информационных технологий" Еженедельник Издательского дома "1 сентября"  "Информатика" Московский  институт открытого образования (МИОО) Московский городской педагогический университет (МГПУ)
ГЛАВНАЯ
Участие вовсех направлениях олимпиады бесплатное
Передвижные ограждения Инвентарные То есть инвентарные ограждения для концертов и стройплощадок будут различаться. Как дополнительное крепежное оборудование легкие инвентарные ограждения ИСО могут применяться на судах, деятельность которых связана с перевозкой тяжелого груза. В виду того, что инвентарные решетки являются одной из разновидностей мобильных ограждений, их наличие на производстве в Москве и любом другом городе было бы не лишним, даже если их применение не всегда необходимо.

Номинант Примии Рунета 2007

Всероссийский Интернет-педсовет - 2005